Найти тему
Блог жизненных историй WellWel

Роль, за которую Андрей Миронов боролся с Леонидом Филатовым

Оглавление

«Авторам подчас изменяет чувство меры. «Чума в городе» — с красными пятнами, гробами и факелами – из области «страшных историй» не самого высокого вкуса. То же относится к эпизодам драки, пира в замке, эпизода с драконом и пр.»

Это выдержка из заключения художественного Совета Второго творческого объединения по материалу фильма «Сказка странствий» от 20.09.82.

Чиновникам фильм показался слишком мрачным, сгущающим краски «фильмом ужасов». Да, такого непривычного зрелища в советском кинематографе еще не было.

Впервые я увидела фильм ребенком и была совершенно очарована им, хотя и не осознала тогда всего замысла режиссера картины.

Фильм показывали в кинотеатрах на детских сеансах, куда приходили целыми классами. В отличие от более посредственных дидактических детских фильмов, «Сказка странствий» сильно выбивалась тем, что требовала от детей и подростков глубоких размышлений на такие сложные темы, как смысл жизни и смерть.

Митта и сам удивлялся, что первое поколение его юных зрителей так высоко оценило фильм, поскольку изначально он считал картину своей творческой неудачей. Конечно, он ошибался. «Сказка странствий» — жемчужина его фильмографии.

Александр Митта
Александр Митта

Признаюсь, мне тяжело пересматривать этот фильм, уж очень пронзительный и эмоциональный. Но острота сценария для меня затмевает все пугающие моменты. Несмотря на то, что по сути это фэнтезийный фильм, персонажи более сложны, чем в большинстве драм из «реальной жизни». Иногда они симпатичны, иногда раздражают, но всегда человечны (не считая Чумы, которая производит незабываемое впечатление, и уж точно не для слабонервных).

Как и зачем создавался фильм

Митта написал сценарий в сотрудничестве со своей слаженной командой — Юлием Дунским и Валерием Фридом. Они же были соавторами трех его фильмов: «Гори, гори, моя звезда (1970)», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976) и «Экипаж» (1980).

Александр Наумович не случайно взял за основу фильма сказочную реальность. Метафора нужна была режиссеру для достижения творческой свободы под цензурой. Так в свое время действовали и его наставники, волшебники советской киносказки, Александр Роу и Александр Птушко.

-3

И в какой-то степени Митте это удалось. Цензорам, в большей степени, не нравились «устрашающие» подробности, связанные с мотивом чумы, кадр со скелетами, крысами и прочие аксессуары «фильма ужасов»…

К счастью, худсоветы не поняли, что «Сказка странствий», — не просто сказка, не просто фильм. Это философская притча.

Философию «Сказки…» невозможно объяснить, рассказать, описать. Каждый, кто смотрит фильм, испытывает свои эмоции, расшифровывает авторские аллегории так, как понимает.

-4

Если задуматься, то замечаешь, что каждая фраза в фильме имеет смысл. Любой диалог или действие на экране, рассказывает о персонажах больше, чем страница биографии. Декорации и натурные съемки делают сказочный мир реальным.

-5

Александр Митта умудрился совершенно взрослые представления о жизни объяснить простыми понятиями. Все-таки сказка. Все идеи, пронизывающие фильм, невероятно просты — любовь, свобода, дружба, зло, добро, справедливость, но бьют прямо в сердце. Очень сильная и грустная сказка.

Душераздирающая музыка

У фильма великолепная музыка Альфреда Шнитке. Пронзительная и будоражащая самое черствое и бесчувственное сердце.

Искусствовед Татьяна Шах охарактеризовала музыку Шнитке в фильме как «мощную эпико-драматическую тему», выражающую главную идею фильм «Сказки странствий» — созидания и победы добра над злом.

Альфред Шнитке - Сказка странствий // Alfred Schnittke

Сложные съемки

Митта никогда не боялся технических сложностей на съемках. Чего стоит фильм «Экипаж». «Сказка странствий» — тоже весьма сложная постановка того времени в технологическом плане.

-6

В фильме использовали две группы комбинированных съемок вместо одной. Одним из самых трудных объектов съемки был объект «Бассейн» в Большой Ялте, где снимались сцены, связанные с «Драконом».

Миронов боролся за Орландо

Если вы еще сомневались в истинной гениальности Миронова, не замечали всю глубину его потрясающей личности и актерского мастерства, посмотрите «Сказку странствий».

На главную роль странствующего философа, ученого, лекаря Орландо Митта рассматривал только двух актеров: Леонида Филатова и Андрея Миронова.

-7

Причем больше режиссер склонялся к первой кандидатуре. Александр Наумович считал, что только умный, язвительный, ироничный, с бешеным внутренним темпераментом Филатов сможет поднять фильм до уровня философской притчи. С Мироновым фильм должен был получиться другим: ярким, праздничным и сочным.

-8

А Миронов мечтал сыграть Орландо. Он часто с горечью жаловался друзьям, что ему очень больно от того, что запомнится зрителям только как актер легкомысленных ролей в фильмах типа «Бриллиантовая рука».

А тут такая уникальная роль.

Вот, как о своем выборе рассказывал в интервью сам Александр Митта:
«Это была не замена. Я видел, что с одним актером фильм может стать философской притчей, а с другим — трагической клоунадой о главных ценностях жизни. Снять два фильма было нереально. Но когда еще перед тобой есть два великих артиста и оба могут сыграть?! В театре бывает два состава, в кино возможен только один. Филатов деликатно предлагал сделать выбор, он никогда не демонстрировал свою большую заинтересованность, не влиял на режиссера. А Миронов понимал, что эта роль, по сути, его, и боролся за нее. Позвал меня домой и разыграл целый концерт — сыпал остротами, пел, был просто неотразим. Это был ярчайший из всех когда-либо виденных мной актерских бенефисов. Одним словом, не оставил мне ни одного шанса. Я его утвердил».

Незадолго до начала съемок у Андрея Александровича умер отец. Возможно, эта трагедия и придала образу Орландо особую глубину и драматичность. Когда умирает близкий человек, тема жизни и смерти уже не абстрактное философствование, а личная боль.

Митта ни разу не пожалел о выборе актера на роль Орландо. Миронов показал себя как уникальный драматический актер, он гениально справился с уровнем философской притчи. Хотя, признаюсь, когда увидела его фамилию в титрах, думала, что сейчас увижу что-то очень веселое. Но тут неожиданно герой Миронова делает такие вещи в кадре, что волосы шевелятся.

Кармен Гален
Кармен Гален

Кстати «Чуму» сыграла чешская актриса Кармен Гален, а озвучила ее Екатерина Васильева. В роли Марты снялась Татьяна Аксюта. Зрители ее уже знали по фильму «Вам и не снилось», где она сыграла главную героиню школьницу Катю Шевченко.

Вместо эпилога.

Если вы все еще размышляете о том, как объяснить ребенку понятия добра и зла – дайте ему посмотреть этот поистине волшебный фильм. А лучше, присядьте рядышком и посмотрите вместе, потому что к таким шедеврам стоит возвращаться в любом возрасте.

-10
«И ведь действительно хочется верить, что феникс (Орландо) никогда не умрет полностью и всегда будет возвращаться из пепла с новыми силами, чтобы снова взлететь и подарить людям свет своего пламени. Зажечь огонь надежды в их сердцах».