Попробуем сегодня прокомментировать ситуацию с ценами на горючее. Уж больно и злободневна она и актуальна, слишком часто по ней задают нам вопросы. В СМИ и по интернету гуляет разного рода информация о не только росте цен на топливо, но и даже о его дефиците. Сказать, что население страны, имеющей огромное количество запасов нефти, ведущую крупнейшую по объемам добычу нефти, являющейся крупнейшим экспортером как сырой, так и переработанной нефти, имеющей развитое производство нефтепродуктов недовольно сложившейся на заправках ситуацией – ничего не сказать.
Мы уже все привыкли к анекдотической ситуации, когда нефть дорожает – на внутреннем рынке цена на бензин растет, и когда стоимость нефти падает – стоимость бензина опять же растет. Но дефицит уже осознать и принять трудно.
Посмотрим статистику Росстата. С января цены на бензин выросли в среднем на 6,6%, на дизель на — 2,7%. На Санкт-Петербургской международной товарной бирже 25 августа цена бензина марки АИ-95 Premium в европейской части России достигла рекордного уровня 72 458 рублей за тонну.
Дефицит топлива наблюдался в Самарской, Рязанской, Новосибирской, Ростовской, Волгоградских и иных областях, а также в Крыму и Краснодарском крае и Калмыкии. Хотелось бы обратить внимание на географию проблемных мест с привязкой на сельскохозяйственные регионы (по растениеводству, в частности).
Попробуем, проанализировав ситуацию и вывести наиболее объективные на наш взгляд причины (без градации по степени важности), которые в комплексе создали такую ситуацию.
- Логистические. Одна из причин - увеличение сроков доставки топлива по железным дорогам, перегруженным из-за санкций и сезонного спроса. Все мы слышали неоднократно о том, что поворот российского экспорта с Запада на Восток и юг поставил дорожные сети в сложную ситуацию.
- Ремонт на нескольких НПЗ. Есть мнение, что ремонт затеялся не случайно в такое время и одновременно. Однако, Минэнерго 24 августа заявило, что российские НПЗ полностью обеспечивают текущий спрос на топливо, а выпуск автомобильного бензина (117,400 т в сутки) соответствует среднему уровню августа предыдущих двух лет, а ремонты плановые.
- Сезонный фактор (кстати, не только с/х и сезон отпусков, дач и т.д.), который традиционно существует и в планах всех участников рынка внесен.
- Демпферный механизм. По замыслу он призван обеспечить стабильность внутренних цен на топливо и навязан нам западными структурами Бреттон-Вудской системы с 2019 года. Демпфер - это разница между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой, которая устанавливается государством законодательно, чтобы держать баланс поставок на внутренний и внешние рынки. Когда положительная разница (выгоднее экспорт), государство доплачивает разницу производителям, и при отрицательной компании платят в бюджет. То есть нефтяникам выгоднее экспортировать и получать из бюджета компенсации для поставок и на внутренний рынок. Чтобы уйти от этой, на наш взгляд порочной для страны системы, президент подписал закон о сокращении демпфера вдвое с сентября 2023 г. до конца 2026 г., что предположительно снизит выплаты нефтяникам на 30 млрд рублей в месяц.
- Налоговый вопрос. 80% прибыли нефтяных компаний изымается в бюджет. Урезав демпфер правительство повышает свою «доходность» за счет компаний. Сдерживание правительством цен и повышение на топливные компании налогов вкупе с понижением топливного демпфера негативно отражаются на продающих в рознице. Маржа становится отрицательной и розничный бизнес начинает придерживать топливо для продажи либо экономит на качестве, недоливах или ищет иные варианты.
- Сокращение экспорта. В августе добровольное сокращение экспорта нефти достигло 500 тыс. баррелей в сутки, а в сентябре сокращение составит приблизительно на 300 тыс. баррелей в сутки (Ежедневный экспорт дизельного топлива из России упал на 28% за первые 20 дней сентября), при том, что цены на нефть в мире растут. Таким образом, компании стремятся компенсировать потери экспортной выручки от поставок сырой нефти ростом поставок нефтепродуктов за рубеж и значительное количество дополнительного объема, сформировавшегося на рынке для стабилизации цен и насыщения внутреннего рынка, на фоне ослабления рубля, ушел за рубеж. И имеем экспорт дизельного топлива из России, выросший за первые две недели августа по сравнению с тем же периодом июля на 7%, до 1,7 млн т. На руку этому играет и низкий курс рубля, который делает стоимость дизеля и бензина в России одним из самых дешевых.
На наш взгляд, с учетом продолжения роста цен на биржах (Аи-92 и Аи-95 подорожали на 2% и 1,3%) и не снижением (традиционно) цен на заправках, данная ситуация вряд ли является результатом стечения обстоятельств, а, скорее всего, имеет отчасти рукотворную природу и управляема теми, кто ее создает и поддерживает. Возможно, что решение нашего президента и сподвигло, в некоторой степени, нефтяников «на флажке» взять куш побольше и «подгадить» государству. Это наше оценочное суждение.
Наверное, не случайно «Роснефть» нашла ответственных за дефицит топлива и уволила за последние дни 4 топ-менеджера.