Найти тему
Большой Киновски

Фильм года или обманка? Спорим о «Барби»

Оглавление

Так уникальная или стереотипная? Что мы думаем о «Барби»

Друзья, давно хотели сделать материал на контрасте мнений. Подходящего случая всё не представлялось, а выдумывать повод — не круто. Был у нас план по сериалу «Ведьмак», но один из авторов (поклонник оригинальных книг и видеоигр) даже под страшными угрозами отказался смотреть третий сезон… И вот свершилось — нам явилась «Барби»!

После тематических подборок Греты Гервиг, Марго Робби и Райана Гослинга, вы, дорогие подписчики, наверняка подозревали, что это всё не просто так. И вот, свершилось! Алексей Графов и Николай Никифоров кардинально разошлись в оценках самого кассового фильма года.

Не стесняйтесь писать в комментариях, чья позиция вам ближе, и делиться собственными впечатлениями. С удовольствием обсудим.

Коммерческий успех блокбастера Греты Гервиг — факт неоспоримый. В отличие от художественной ценности. Об этом и дискутируют авторы «Большого Киновски».

Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»

Алексей Графов

Жанровый прорыв Гервиг. По заветам Кэмерона и Вачовски

Самый обсуждаемый фильм года! Одни считают его лёгкой пустышкой, другие – феминистским высказыванием, третьи –- лучшим фильмом 2023-го. Себя я отношу к последней категории. С одной поправкой: если «Барби» и не самый-самый, то однозначно один из.

Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»

Почему я так считаю? «Барби» - это глоток свежего воздуха в эпоху доминирования франшиз. Массовый зритель перенасытился сиквелами, приквелами, пятыми-десятыми частями, да и в целом супергеройское кино порядком надоело. «Индиана Джонс 5», «Трансформеры 6», «Миссия невыполнима 7», «Форсаж 10», «Флэш», «Стражи Галактики 3» и другие блокбастеры 2023-го, если и окупались, то только за счёт мирового проката. В основном – с треском провалились.

С 2019-го, когда Голливуд взял вынужденную ковидную паузу, зритель ждёт нового героя. И вот, пришла Барби. Оригинальный сценарий, легкий юмор, блистательные Марго Робби и Райан Госслинг, множество отсылок к поп-культуре и культовым картинам: от «Космической Одиссеи 2000» Кубрика до «Матрицы» Вачовски. Я насчитал шесть пасхалок из последней! Кукольно-розовая история стала самым кассовым фильмом года (сборы подбираются к полутора миллиардам долларов).

Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»

Режиссёр независимого авторского кино Грета Гервиг, не изменяя принципам, добилась успеха с большим студийным проектом. Она сняла авторский блокбастер в лучших традициях Джеймса Кэмерона («Аватар»), вшила душу и «смыслы» в изначально коммерческий проект.

Кстати, «Барби» связан с «Матрицей» не просто отсылками. Три смысловых уровня прослеживаются и у Вачовски, и у Гервиг. Каждый зритель сам решает, на каком останется и что увидит внутри.

На мой взгляд, Гервиг совершила настоящий прорыв в жанровом кино, как когда-то сделали Вачовски или Кэмерон.

Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»

***

Николай Никифоров

Зато красивая

Новый закон природы: чем громче реклама, тем больший «пшик» на выходе. «Барби» Греты Гервиг не назвать пустышкой, тем более неудачей (1,5 млрд $ сборов и вал восторженных отзывов), но в целом фильм не тянет. Не как аттракцион или дорогая реклама кукол Mattel, а как мощное художественное высказывание.

Есть очевидные плюсы. Идеальный кастинг. Марго Робби естественна до неприличия, будто вовсе не играет «стереотипную Барби». Райан Гослинг столь хорош, что в какой-то момент чуть не уводит историю в персональную трагедию Кена. Дизайнеры, костюмеры, художники, оператор — просто красавцы! Их работа особенно завораживает в начале фильма, самой удачной вводной части о Барбиленде.

Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»

И по сюжету, и по сути, проблемы начинаются, когда Барби вдруг задумывается о смерти в сказочно-пластмассовом мире. Её путешествие в реальность в компании Кена вдруг разом наполняется столькими смыслами и программными заявлениями нескольких толком нераскрытых персонажей! Но за «правильными словами» («повесточка») не следует никакого развития.

Патриархат, матриархат, предназначение женщины и мужчины, ответственность, материнство, свобода выбора, законы моды, феминизм, несправедливость мироустройства, «фашиствующие» корпорации — всё это очередью стреляет «в молоко» и разваливает кино.

Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»

Ирония Гервиг удачна в отдельных фишечках (танец Кенов, иллюзорность Барбиленда), пасхалках (привет, «Космическая Одиссея»), в целом же слишком беззуба и противоречива. Явно считывается заход на авторский протест, но… предварительно согласованный с работодателем.

Не скажу, что «Барби» не понравилась, тем более оставила негатив, как и прочие эмоции, только вопросы по сюжету. Вряд ли я когда-то вернулся бы к этому кино, но попытка возвести его на пьедестал в чуждой категории искренне удивляет. Опять «корпораты» всех обманули.

Кадр из фильма «Барби»
Кадр из фильма «Барби»

А что вы думаете о «Барби»?  Ждём ваших комментариев.

Николай Никифоров, Алексей Графов, «Большой Киновски»