Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 11.
Задачи:
Закреплять представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – «1,2,3,4,5»;
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2,3,4,5)
· устанавливать отношения между группами предметов опосредованно (через число, полученное в результате счета).
Закреплять умение:
· различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб;
· определять и обозначать словами положение объектов на листе бумаги (в середине — центре листа, вверху посередине, внизу посередине, справа, слева, между, в уголках вверху, в уголках внизу).
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: разноцветные конверты с изображением цифр «1», «2», «3»; «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, ромб; образцы узоров из геометрических фигур.
Раздаточный материал: листы картона квадратной формы (14см х14см), геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб;
наглядное пособие и цифры «1», «2», «3», «4», «5»
Ход занятия.
– Котатик-Математик сегодня приготовил для вас конверты с заданиями. Смотрите, какие они красивые, разноцветные. Интересно, что в них! Как вы думаете, сможем мы справиться со всеми заданиями? (Конечно, ведь мы будем внимательными, будем стараться, будем помогать друг другу).
1. – Сначала надо открыть конверт под цифрой «1». Матвей, выбери конверт с цифрой «1»
Воспитатель открывает конверт.
- В конверте - загадки о геометрических фигурах. А отгадки вы будете доставать из чудесного мешочка.
В мешочке лежат геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, ромб.
- Первая загадка:
Нет углов у меня, и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо,
Кто же я такой, друзья? (Круг)
Воспитатель при необходимости помогает наводящими вопросами, опираясь на опыт ребят.
- Интересно, есть ли в «Чудесном мешочке» круг. Ваня, поищи в мешочке круг.
Ребёнок на ощупь находит круг, достаёт его.
- Дети, найдите среди фигур на столе круг; покажите его; положите перед собой
Далее проводится аналогичная работа:
Он давно знаком со мной, каждый угол в нём - прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад, а зовут его… (квадрат)
Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам.
(Треугольник).
На квадрат похож немножко, есть четыре стороны,
Только уголки- неровны, а стороны – равной длины.
(ромб)
- Посчитайте, сколько сейчас геометрических фигур лежит перед вами (четыре).
- Покажите пальчиком правой руки квадрат, теперь круг…ромб…треугольник. А сейчас быстрее: ромб, треугольник, круг, квадрат. А ещё быстрее… Молодцы. Я думаю, мы справились с первым заданием Котатика-Математика.
2. – Саша, выбери конверт с цифрой «2».
- Ого! Здесь сложное задание, оно называется «Узор на ковре». Надо внимательно слушать и выполнять команды Котатика-Математика, тогда всё получится. Вы готовы?!
- Положите перед собой лист картона. Это ваш ковёр.
- Первый узор: положите в середине листа круг…; вверху посередине положите квадрат…; внизу посередине положите ромб. Проверьте, такой ли узор у вас получился.
Воспитатель выставляет схему узора на доску.
- Второй узор: положите вверху слева квадрат…; вверху справа – ромб…; в центре положите треугольник…; внизу посередине положите круг. Проверьте, такой ли узор у вас получился.
Воспитатель выставляет схему узора на доску.
- Что у тебя лежит в центре? Внизу? Вверху справа?
- Третий узор: положите внизу справа круг…; внизу слева – квадрат…; между ними положите треугольник…; вверху посередине положите ромб. Проверьте, такой ли узор у вас получился.
Воспитатель выставляет схему узора на доску.
- Что у тебя лежит внизу слева? вверху посередине? Где лежит круг? Ромб?
- Молодцы!!! Справились с таким трудным заданием! Мы заслужили отдых.
3. Физкультурная пауза, предложенная детьми или воспитателем.
4. – Осталось всего одно задание. Какая цифра написана на этом конверте? (3).
- Ух ты! Здесь картинки для каждого из вас.
Воспитатель раздаёт наглядные пособия, дети их рассматривают.
- Котатик_Математик думает, что на всех полках стоит одинаковое число игрушек, ведь вся полочки заняты, на них нет свободного места: мишек столько, сколько белочек и сколько зайчиков. Нам надо это проверить. Что нужно сделать, чтобы узнать чего больше, а чего меньше? (сосчитать игрушки на каждой полке).
- Сосчитайте игрушки на каждой полке и поставьте рядом в «окошке» нужную цифру.
Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
- Сколько мишек стоит на полке? (три). Сколько зайчиков? (четыре) Сколько белочек? (пять). Каких игрушек больше, чем других?
-Правильно: белочек больше, чем мишек и чем зайчиков, их пять, число «пять» больше, чем «три» и «четыре».
- Каких игрушек меньше, чем других?
- Молодцы! Какое задание Котатика-Математика понравилось вам больше всего? О каком задании вы расскажете родителям?