Приближается праздник Суккот – целая неделя ярких и радостных событий, которая всегда приходится на осень и начинается в 15-й день месяца тишрея. Этот месяц богат на праздники, их во время тишрея случается целых четыре. Суккот – самый весёлый и жизнеутверждающий из них: в эти семь дней евреи отмечают окончание земледельческого сезона, поэтому второе название Суккота – Хаг ха-Асиф, или праздник сбора урожая.
Само выражение «суккот» – это множественное число от слова «сукка», что означает «хижина». Суккот – праздник кущей, или шалашей. Считается, что во время сорокалетнего скитания по пустыне евреи, освободившиеся из египетского плена, жили в шалашах, и название служит напоминанием о тех днях. Впрочем, есть и другие версии, и о них будет рассказано ниже.
Праздник Суккот имеет долгую историю и занимает важное место в еврейской культуре.
Откуда пошла традиция праздновать Суккот?
В Библии довольно часто упоминается Суккот, а названия других еврейских праздников почти не встречаются, из чего можно сделать вывод, что Суккот был самым главным торжеством. Иногда его так и называют: «Хаг», или просто «Праздник». Во время Суккота в жертву приносилось 70 быков и множество других животных.
В древние времена евреи трижды в год совершали паломничество в Иерусалим и устраивали жертвоприношения в Храме: во время Песаха, Суккота и Шавуота. Это были так называемые «три паломнических праздника», или шалош регалим. Большая часть ритуалов Суккота – это благодарения Богу за собранный урожай. Традиции, связанные с плодородием, имеют очень давнее происхождение, поэтому праздник Суккот, вероятно, не является исконно еврейским. Земледельцы во время жатвы обычно жили в поле, в шалашах или под навесами, чтобы не тратить время на дорогу – отсюда взялся и символ праздника, «сукка».
Существует и другая трактовка названия праздника Суккот. Как мы уже знаем, он был одним из важнейших паломнических торжеств, когда в Иерусалим отовсюду стекались толпы иудеев. Вместить всех пришедших на поклонение в Храм город был просто не в состоянии, поэтому люди вынуждены были возводить для себя временные жилища.
Как это часто бывает, позднее эти хижины приобрели совершенно иной символизм: их стали ассоциировать с освобождением евреев из египетского плена:
«Будете жить во временных жилищах (кущах) семь дней. Все, кто родился в Израиле, будут жить в этих жилищах (кущах). И все ваши потомки будут знать, что Я поселил народ Израиля во временных жилищах, когда вывел их из Египта. Я Господь, Бог ваш!» (Левит 23, стих 42-43).
Несмотря на такую серьёзную философскую подоплёку, Суккот – это весёлый и очень семейный праздник, когда люди могут оценить простое удовольствие быть рядом с природой, своими родными и друзьями.
«…Семь дней справляй праздник Кущей, - сказано в главе 16 Второзакония. – Радуйся на празднике этом вместе с сыновьями своими и дочерьми».
Слово «радость» так часто упоминается в Торе в связи с Суккотом, что он именуется там «зман симхатену», или «время радости нашей».
Фрукты, ветви и шалаши: из чего состоит Суккот
Главный символ праздника Суккот – это хижина, которую по традиции начинают возводить во дворе сразу после окончания Йом-Кипура. Хижина – лёгкое сооружение, чаще всего закрытое с трёх сторон (Тора предписывает закрывать как минимум две с половиной стороны). Крыша покрывается соломой, ветвями деревьев, стеблями бамбука – любым натуральным материалом, который даёт тень, но при этом позволяет видеть звёзды на небе.
В этом шалаше желательно проводить все семь дней фестиваля, если позволяет погода – хотя бы принимать там пищу. Некоторые израильтяне отваживаются даже спать в сукке. Во время праздника принято ходить по гостям и посещать шалаши своих родственников и друзей. Для этого хижины украшают внутри, подсвечивают гирляндами, чтобы можно было устраивать вечеринки под открытым небом.
Первый день праздника называется «йом тов» – это общее, собирательное название для праздничных дней, во время которых действуют те же запреты, что и в шабат: нельзя работать, пользоваться электронными гаджетами и так далее. Дни со второго по шестой именуются «холь ха-моед», дословно – «будни праздника». Седьмой день носит название «хошана раба»: в этот день евреи в синагоге семь раз обходят помещение и читают особые молитвы.
Ветви соединяются в один пучок, причём к составлению этого букета есть свои требования. Прежде всего, все листочки должны быть целыми, без признаков увядания и других изъянов. В центр композиции помещается пальмовая ветвь; справа и слева от неё закрепляется два держателя: две ветви ивы вставляются в левый держатель, а три ветви мирта – в правый. Букет называется «лулав», потому что пальма занимает в нём главенствующее место.
Церемония размахивания проводилась в древности в иерусалимском Храме. В иудаизме есть чёткие инструкции по поводу того, как выполнять эти действия. Нужно встать лицом на восток, взять лулав в правую руку, а этрог – в левую, и соединить руки. Потом руки следует вытянуть вперёд и потрясти лулавом и этрогом. Повторить действие, поворачиваясь налево, направо и назад, и в завершение сделать такое же движение в сторону неба и в сторону земли.
Этот ритуал, как считают некоторые раввины, служит напоминанием о том, что Бог – повсюду. Он также воздаёт дань уважения различным энергиям, каждую из которых символизирует определённое направление:
- Восток – начало, пробуждение, новые возможности
- Запад – заход солнца, завершение пути
- Север – ясность, рациональность, острота ума
- Юг – теплота, эмоциональность, чувственность
- Верх – духовность, мечты, видения
- Низ – связь с землёй, ответственность человека за сохранение природы
Непосредственно перед совершением ритуала следует произнести: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Властитель мира, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам возносить лулав!» На иврите: ברוך אתה ה׳ אלוהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו על נטילת לולב
Церемонию лулава проводят днём, до захода солнца. В прежние времена, ещё до разрушения Храма, была традиция: в первый день Суккота совершать ритуал за пределами Храма, а в последующие дни – только в Храме. Потом еврейские мудрецы решили, что в память о Храме церемонию лулава нужно проводить все семь дней праздника. Исключение сделано только для субботы, если на неё выпадает первый день Суккота: тогда можно не проводить ритуал, чтобы не нарушать заповедь шабата.
Как отмечают Суккот религиозные евреи?
Подготовка к празднику начинается ещё на заходе солнца 14 тишрея, когда в доме зажигаются свечи. После захода солнца, в первый день Суккота (и только в этот день) произносится благословение «Шегехеяну»: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, даровавший нам жизнь, поддержавший нас и позволивший нам достичь этого случая». Это благословение по традиции читается при каком-то новом начинании, в том числе и при первом вкушении плодов нового урожая.
Семья собирается за столом в сукке (шалаше). Перед тем, как приступить к трапезе, произносится кидуш и благословение сукки – «лешев ба-сукка». За ними следует благословение над хлебом – «биркат а-моци».
Традиционных для Суккота угощений не существует – есть можно всё, что угодно, но время сбора урожая может послужить вдохновением для праздничного стола. Семью и гостей можно порадовать свежими фруктами и блюдами из овощей нового сезона. У ашкеназских евреев в эти дни было принято выставлять на стол голубцы и креплахи (вид пельменей), а также различную выпечку и мёд.
«Время нашей радости»
Суккот больше, чем любой другой еврейский праздник, наполнен атмосферой веселья, счастья и любви. Тора прямо указывает на то, чтобы люди в эти семь дней радовались и проводили время вместе со своей семьёй. В Израиле во время фестиваля Суккот принято навещать друзей, собираться за одним столом в шалаше и угощаться праздничными яствами.
Хорошо также просто отдохнуть в тени, забравшись в сукку, и побыть наедине с собой. Это позволяет сосредоточиться на важном и отвлечься от соблазнов материального мира. Возвращение к истокам помогает человеку понять, в чём состоят истинные ценности жизни, и радоваться тому, что он имеет. Радость – это основная тема праздника Суккот: радость быть вместе с близкими, радость находиться среди великолепной природы и наслаждаться красотой этого момента. Радость испытывать чувство общности с теми, кто разделяет наши идеалы, нашу историю и нашу надежду.