Если спросить, в чем заключается немного моего очень личного мнения о цикле Грэма Макнилла «Ультрамарин», особенно о самой известной книге цикла «Черное солнце», отвечу просто: люблю. Нежно. Несмотря на перевод Савельевой и на то, что Макнилл в те времена еще только нащупывал собственный авторский стиль, взяв за образец, по его же признанию, первые книги Йена Уотсона, да и весь книжный Вархаммер находился в поиске. Какой должна быть новая серия? Главное — побольше боевок, ибо на игровом поле что? Боевка! В «Ультрамаринах» она и преобладает.
Макнилл пошел по пути подчеркнутого натурализма — это он взял от Уотсона. Но еще в Вархаммере есть потрясающее фантдопущение: варп. И в рецепт от Макнилла добавляется мета-идея, образцом для которой послужили былины Западной Европы, в первую очередь ирландские скелы и скандинавские саги о скитаниях и становлении полубожественного героя, а также изрядная щепоть варп-безумия. Больше всего этого безумия как раз и есть в «Черном солнце».
Отчасти безумие закладывается еще в предыдущей книге цикла, когда Марней Калгар, человек вроде бы адекватный, собирается призвать к ответу Уриэля Вентриса за победу не по правилам (!).И от казни Уриэля спасает исключительно видение библиария Тигурия, которому померещилась какая-то Демонкулаба в каком-то неизвестном мире…
Классическое сказочное «принеси то, не знаю, что».
«Черное солнце» начинается с того, что наш герой вместе с верным Пазанием летит на нормальном ультрамарском корабле, который везет ультрамарских ауксилиаров к месту нормальных боевых действий. И вот случается первый рояль в кустах: именно на этот корабль является Омфал Демониум и требует от Уриэля и Пазания, чтобы они добыли для него некий артефакт. Омфал Демониум — кхорнитский демон. Ему служит Железный Воин — кочегар на демоническом паровозе (хотя вообще-то ЖВ — неделимщики). Именно на этом паровозе наши герои и отправятся в Нижний мир — в Око Ужаса, на мир IV легиона Медренгард.
Почему демон выбрал этих людей? — похоже, что Уриэль и Пазаний, лишившись знаков различия ордена, оказались как бы между мирами живых и мертвых. В сказочной, мифологической реальности такое подвешенное состояние — самое загадочное, и только из этого положения можно попасть в Нижний мир.
А вот если в нем помереть, точно станешь упырем…
В более поздних и менее «сказочных» текстах по Вархаммеру Медренгард описан прозаически. Как «промышленный ад» с жестокой эксплуатацией смертных, причем Железные Воины торгуют своей продукцией. Но до такой прозы жизни в «Черном солнце» еще далеко. Ультрамаринов привозят, подвесив на крюке за ребро, на ужасающий и очень причудливый мир, где и находится тот артефакт, за которым охотится Омфал Демониум. И доблестным героям приходится спешно освоить несвойственную Ультрамаринам профессию диверсантов и похитителей Кровавого Сердца…
Если вы играли в популярные в 90-х игры HEXEN или BLOOD, быстро опознаете их влияние и даже отчасти эстетику. А вот «адский паровоз» — это чисто макнилловская находочка. Она послужила основой для множества мемов, но знаете, что? Это очень удачная находка на самом деле. Магические скакуны и транспорты — известная опять-таки сказочная реалия, все эти хрустальные ладьи и ковры-самолеты, но в мире Вархи потребовалось нечто менее тривиальное. Что-то более современное, что-то более технологичное — тем более, что речь о Железных Воинах, главных технократах Ока Ужаса. Первую попытку привнести в сказочные реалии технологии предприняла, пожалуй, Астрид Линдгрен и ее фэйри с пропеллером. Макнилл идет по тому же пути. Причем паровоз — не ожившая вещь, вроде японских цукумогами, и не сплав технологий и варпа, а нечто состоящее из чистой варп-энергии. По нынешним временам автор перебарщивает с литражом крови и количеством костей, но тогда, когда это писалось, такой сплаттерпанк был глотком свежего воздуха и стал своего рода образцом для последующих ваха-текстов.
На общем безумном фоне Хонсю и другие Железные Воины выглядят вполне обыденно. Неприятно, что и говорить, но абсолютно нормально: свирепые агрессивные астартес с раздутым ЧСВ, так и среди лоялистов такими хоть пруд пруди. Одно время Вентрис даже думал, что Хонсю — приличный воин, с которым можно говорить на одном языке. Между прочим, это важный момент. Различия между хорошим парнем Уриэлем и злодеем Хонсю не обусловлены варпом или происхождением (Хонсю, кстати, по происхождению Имперский Кулак, и союзники постоянно обзывают его полукровкой), они лежат в мировоззренческой плоскости, в личном выборе между добром и злом.
ЖВ, конечно, не вызывают симпатий. Они садисты и геноцидники. Именно у них Макнилл живописует момент жесточайшей репродуктивной эксплуатации: Демонкулаба, с помощью которой рождаются новые хаосмарины, насильственно делается из живых женщин. Другой жуткий момент: у Демонкулабы изрядный процент «брака» — умерших в процессе превращения или ставших калеками-Бескожими. Эти калеки сыграют важнейшую роль в сюжете.
Я не зря помянула упырей. Есть и условные упыри: отступники из лояльных легионов, которые не примкнули к ЖВ, но превратились в обычных пиратов. Самый интересный из них — Ардарик Ваанес, Гвардеец Ворона. Они-то живые, но потеряли и честь, и смысл жизни. Именно на них ориентируется Уриэль, чтобы самому не стать одним из них.
Динамичность и чрезвычайная событийная насыщенность, необычный антураж, острые моральные конфликты… что нам еще надо? Потом Макнилл вырастет в мастерстве. Но таких ядреных концептов, как демонический паровоз, больше не создаст.
А жаль.
Бонус: