Вокруг темы удаления катализатора бурлят обсуждения долгие месяцы и годы. Кипят форумы и драйв, люди пилят видео на ютуб и возможно даже посты в ЖЖ. Уже и прошёл бум 21 года, который тоже затронем. И вроде бы всем и все уже понятно, но люди не перестают задавать этот злободневный вопрос: вырезать катализатор или нет?
Сразу скажу, что высказывать буду свое сугубо личное мнение, которое не является ни посылом к действию, ни прямой рекомендацией.
Итак, если кто-то на тот самый вопрос отвечает - однозначно Да, не задавая никаких уточняющие вопросов, то либо это человек из прошлого, а точнее из 2021 года, либо кто-то из немногих выживших бесплатных удаляльщиков.
Так уж вышло, что в 2021 году благодаря курсу рубля и стоимости драгоценных и редкоземельных металлов (которые, собственно и содержатся в каталитических нейтрализаторах выхлопных систем автомобиля) скупщики и перерабатывающие заводы принимали катализаторы не просто по вкусным, а по неприлично обалденным ценам. Именно тогда как класс появились сервисы, занимающиеся исключительно удалением катализаторов, причём бесплатно. И их можно понять, автовладельцы не знали реальной стоимости катов, да и не хотели заморачиваться с поисками скупщиков и лишними телодвижениями. К тому же из каждого утюга было только и слышно, что обязательно надо удалить катализатор в автомобиле, а то, мол, двигателю дышать тяжело. Были ещё тонны нелепых обоснований принепременной необходимости этой процедуры. И люди ехали, искали, где же вырезать этот злосчастный катализатор. Таким образом так называемые "бесплатники" складывали в свои карманы неплохие капиталы.
Были и более проницательные автолюбители, которые резали каты за свои кровные, а потом сдавали керамику (особую ценность имеют керамические катализаторы, металлические их собратья стоят в разы меньше) и оставались в приличном плюсе. Кстати, именно таких людей я могу понять хотя бы с той точки зрения, что авто не только тянул средства из кошелька на свое содержание, но и мог предоставить некоторый кэшбэк в виде стоимости катализатора, с лихвой перекрывающей издержки на удаление.
Что касается бесплатников, зачастую (но не все!) работали они грубо, но зато быстро. Возьмём для примера Форд Фокус второго поколения. Вместо снятия выпускного коллектора, его вскрытия и установки внутрь пламегасителя (а есть ещё более правильный вариант, но это позже), просто вырезали небольшое окно в нижней части корпуса катализатора и выбивали все потроха. Вместо прошивки ЭБУ под экологический стандарт ЕВРО 2 с отключением второго кислородного датчика, просто ставили самую дешёвую обманку на вторую лямбду.
Вот тут я и понял глубину поговорки: Скупой платит дважды. К нам приезжали автомобили после недобросовестных бесплатников и мы за деньги переделывал все то, что они там наворотили.
И все же 21й год уже канул в лету, цены на содержимое керамики рухнули до нормальных и теперь разговор про удаление уже не ведётся с позиции обогащения.
Так когда и зачем нужно удалять катализатор?
Корея
В первую очередь данный вопрос актуален для владельцев корейских автомобилей Hyundai и Kia начиная с 2011 года выпуска. Но с огромной оговоркой: речь идёт про автомобили, где первый или единственный катализатор находится в выпускном коллекторе в непосредственной близости к ГБЦ. Были модели и с нижним расположением обоих катализаторов - уже за передним подрамником автомобиля.
У этих корейцев действительно имеется проблема с разрушением первого (или единственного) катализатора, а керамическая пыль, образовавшаяся в процессе разрушения, через выпускной коллектор и систему ЕГР попадает в цилиндры, где образуются задиры. Дальше масложор и привет капиталка.
Это единственный случай, когда я считаю необходимым избавиться от катализатора как можно раньше, ещё до появления признаков его разрушения. На моей практике самое раннее разрушение керамики я обнаружил на Kia Rio 3 поколения рестайлинг с пробегом 42000 км.
И снова моё любимое НО! Если автомобиль выпущен с 2016 года и на нем установлено 2 катализатора, то избавляться нужно только от первого, ибо можно попасть на масложор, особенно на моторах, объемом 2.0л и 2.4л.
Renault logan/sandero 2
Есть нюансы в жизни катализаторов на логанах второго поколения. Там с кислородного датчика отрывается защитный колпачок, падает на катализатор и прожигает его со временем. После чего второй кислородный датчик сигнализирует о неисправности каталитической системы. Причём, первый датчик продолжает исправно работать и без колпачка.
Информацией насчёт проблем с двигателями от керамической пыли в этих моделях я не обладаю. Видимо, все обходится.
К сожалению, фото в архиве не нашлось.
Остальные
Что касается систем каталитического нейтрализатора других автопроизводителей, то на мой взгляд нечего их трогать до появления ошибки о неисправной каталитической системе.
Сколько резать?
Как и в ситуации с кореей, при наличии двух банок катализатора или трех-четырех в случае V-образных моторов, лучше задние катализаторы оставлять нетронутыми. Их соты больше, они обычно не забиваются, как первые и их керамика имеет меньшее содержание редкоземельных и драгоценных металлов, поэтому более прочная. Эти катализаторы работают на дожиг. И если их оставить, то выхлоп будет не таким вонючим и минимизируется шанс появления расхода масла в двигателе, что без катализаторов вовсе - частое явление.
Когда имеет смысл удалять второй катализатор?
На мой взгляд, это допустимо только в одном случае. Бывают ситуации, когда первый кат разрушен практически полностью и его мелкие частицы, а так же частицы материала, который является уплотнением между катализатором и его металлическим корпусом, забивают соты второго катализатора. В этой ситуации выхлопным газам некуда деваться, они не могут пройти через соты второго катализатора. Тяга автомобиля заметно падает, а порой доходит до того, что машина просто перестаёт заводиться.
Как резать правильно?
Если уж Вы и решили избавиться от керамического друга, то вот несколько рекомендаций:
- Вырезайте катализатор с полным разбором его банки, чтобы керамической пыли не осталось в выхлопной системе;
- Сам корпус катализатора заполняйте пламегасителем (на мой вкус лучше диссипативным - он долговечнее) или меняйте корпус на стронгер. Но стронгер не тот, что с жабрами - он скорее всего будет звенеть, а используйте стронгер с шумоподавлением. Делается это все в первую очередь для снижения шума от выхлопных газов в появившемся пустом объеме выпускного тракта. Ну и конечно же для того, чтобы продлить жизнь резонатору.
На турбированных автомобилях можно и вовсе не ставить пламегаситель,
желательно устанавливать даунпайп.
Кстати, на ховерах после удаления очень часто и быстро прогорают глушители, даже при установке пламегасителя. Выход: или установка другого глушителя (мы как-то ставили от дизельной антары, - бегает до сих пор), либо установкой дополнительного резонатора.
- Не ставить никаких обманок (конечно, если у Вас не некоторые модели вольво), а прошивать под Евро2 (и желательно не у Васи в гараже, чтобы прошивка была откатана не на одном десятке машин).
Если уж говорить про правильное удаление, пусть и не очень бюджетное, то я сторонник установки универсального катализатора. Да, он не стоит дёшево, но я бы и не сказал, что это безумно дорого.
Во-первых, установка оного - это хорошо для экологии;
Во-вторых, таким образом снижается шанс появления повышенного расхода масла в двигателе. Яркий пример Honda Civic 8 поколения. У них после удаления катализатора мотор начинает кушать масло, хотя сами моторы очень надёжные и ресурсные.
Так же на моей практике был случай, что всеми "любимый" мотор EP6 без катализатора в переходных режимах подергивало. После удаления человек год искал причину, но ответов так и не находил. На просторах драйва нашёл такого же страдальца, решившего проблему. Он посоветовал вернуть в систему катализатор. Я убрал пламегаситель, установил ему универсальный катализатор и чудо случилось - все стало работать как надо.
Конечно, резать или нет решать Вам.
Но надеюсь, что все написанное мной хоть немного прояснило положение вещей и перед процедурой купирования Вы все же зададитесь вопросом:а надо ли оно?
Всё вышеописанное касается исключительно бензиновых двигателей. Тему экологии дизельных силовых агрегатов стоит разбирать в отдельной статье.