19,3K подписчиков

5 доказательств, что гравюра — это не скучно

1,4K прочитали

Как выглядит картина, известно всем. А вот что такое гравюра — знает не каждый. Между тем гравюра — самая прорывная изобразительная техника 15 века с увлекательной историей. Печатный оттиск стал первой иллюстрацией к книге и прототипом массмедиа. Команда проекта «ВТБ — России» рассказывает, почему гравюра — не менее интересное искусство, чем живопись и скульптура.

Филигранное искусство для богатых и бедных

Альбрехт Дюрер. «Четыре ведьмы», выставка из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Государственном историческом музее, 2012 год, Москва © Владимир Вяткин, РИА Новости
Альбрехт Дюрер. «Четыре ведьмы», выставка из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Государственном историческом музее, 2012 год, Москва © Владимир Вяткин, РИА Новости

Gravure — вид графического искусства. Это сложный процесс, требующий терпения и мастерства. Его суть заключается в нанесении оттиска на дерево, металл или другую поверхность. В итоге на свет рождается рисунок, который не нуждается в кистях и холстах.

Гравюра появилась в 15 веке и быстро обрела популярность в Европе. Такой успех объясняется тем, что гравюра — такое же самостоятельное произведение искусства, как и живопись. Но если картину писали преимущественно в одном экземпляре и она стоила дорого, то гравюру тиражировали и распространяли в массы. С одной печатной доски выполняли много оттисков, что и делало гравюру недорогим удовольствием. Печатную графику коллекционировали ценители, ее же могли себе позволить и бедняки.

Первые иллюстрации и одна из форм массмедиа

Альбрехт Пфистер. Оформление гравюры в тексте, 15 век, Бамберг
Альбрехт Пфистер. Оформление гравюры в тексте, 15 век, Бамберг

В 1455 году произошло колоссальное по своему влиянию историческое событие — Иоганн Гутенберг опубликовал первую книгу. В ней были иллюстрации в виде гравюр. Гутенберг напечатал Библию наборными литерами с помощью металлических брусков. Это были те же гравюрные матрицы, только маленькие. Через несколько лет другой немецкий печатник Альбрехт Пфистер понял, что можно поместить деревянную доску с картинкой на бумагу рядом с текстом. Так гравюра стала книжной иллюстрацией.

Тиражность и массовость гравюры сделали ее основоположницей массмедиа. Гравированные изображения стали своего рода газетами. Любое политическое, социальное, культурное событие в мире, стране, городе переносилось на бумагу при помощи оттиска. До изобретения гравюры люди узнавали новости друг от друга и распространяли услышанное из уст в уста.

Главный инструмент пропаганды в 16 веке

Лукас Кранах Старший. Карикатура «Папский осел», 1523 год
Лукас Кранах Старший. Карикатура «Папский осел», 1523 год

От массмедиа до манипуляции общественным сознанием один шаг. Так гравюра вместе с печатным словом стали прародителями пропаганды. Повсюду распространялись листовки с гравированными картинками и текстом: карикатуры, стихи и политические памфлеты.

Развитие гравюры шло параллельно с расцветом народных волнений. Если печатные тексты могли прочитать только грамотные, то язвительно-насмешливые картинки с Папой Римским в виде осла понимали все. В листовках с гравюрами люди выражали свои мысли и надежды. Растиражированные оттиски крестьянских войн, информационной борьбы в Германии и Великой французской революции призывали народ к переосмыслению социальной и политической системы.

Загадки от художников и скрытый символизм гравюр

Альбрехт Дюрер. «Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 год
Альбрехт Дюрер. «Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 год

С одной стороны, гравюра — это лаконичное и на первый взгляд бесхитростное искусство. С другой, работы художников-граверов полны намеков, тайных смыслов и скрытого символизма. Самым популярным представителем гравюрной техники стал Альбрехт Дюрер. Его работа «Рыцарь, смерть и дьявол» впечатляет по сей день избыточностью зашифрованных знаков.

На гравюре изображен рыцарь, идущий через темное ущелье. Воин спокоен, горд и непоколебим. Крепость в верхней части гравюры указывает на конечный путь человека — Царствие Небесное. В гриву и хвост лошади вплетены дубовые листья — знак силы духа всадника. За спиной рыцаря крадется Дьявол с мордой кабана. Справа от него едет Смерть в короне. Она показывает воину песочные часы и напоминает о мимолетности человеческой жизни. Идущий рядом пес символизирует верность. Главная идея гравюры — способность человека победить пороки и страх смерти.

Нелегальные копии и борьба за авторские права

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия», 1514 год
Альбрехт Дюрер. «Меланхолия», 1514 год

Предприимчивые фальсификаторы очень быстро поняли, что копировать чужие гравированные произведения не так уж и сложно. Первым под удар мошенников попал Дюрер. Нелегальные копии произведений художника распространились по всей Европе. Дешевые поддельные гравюры Дюрера покупали охотнее, чем оригиналы.

«Альбрехт пришел в такую ярость, что, покинув Фландрию, прибыл в Венецию и, обратившись в Синьорию, подал жалобу», — вспоминал коллега художника Джорджо Вазари. Это был первый случай разбирательства по поводу авторских прав. Причем неудачный: изготовители фальшивок продолжали штамповать работы Дюрера как ни в чем не бывало.

Советуем этой осенью посетить Санкт-Петербург, чтобы воочию разглядеть филигранные гравюрные картины 15–20 веков. В Русском музее и Эрмитаже проходят тематические выставки гравюры и литографии Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других мастеров. Банк ВТБ выступает партнером этих институций, поддерживая крупные выставки и культурные проекты.