Сталинская эпоха, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем в интернете. Сталина нет уже 70 лет, а люди продолжают спорить был ли он гением или тираном.
Но сегодня не об этом. По крайней мере, лично я воздержусь от оценочных суждений, а вы, безусловно, имеете полное право высказаться в комментариях. Естественно, в рамках приличия.
Мне же хочется показать вам несколько прекрасных фотографий не менее прекрасной, или даже лучше сказать, грандиозной Москвы 50-ых годов прошлого века.
Вот примерно такой:
Москвичи, конечно, и без меня в курсе, что это за место, но для читателей из других городов и весей вкратце поясню. Так выглядел сквер перед МГУ в начале пятидесятых:
Главное здание со шпилем — это самая высокая из семи построенных после войны сталинских высоток. Её высота со шпилем — 235 метров и до 1990-х годов это здание было самым высоким в Европе.
Интересно, что первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову (!)
Строили его в 1949—1953 годах.
Кстати, буквально на днях Библиотека им. Н.А. Некрасова оцифровала и выложила в публичный доступ интереснейшую книгу о том, как строили МГУ с рассказами участников и очевидцев строительства, включая ректора, каменщиков, паркетчиков, первых студентов и других. Ссылка, если интересно, под следующим фото:
Вообще, про каждую сталинскую высотку в Москве можно написать отдельную большую публикацию. Пока так углубляться в детали мы не будем, но кое-что, конечно, ещё вам покажу.
Строительство высотного здания на Котельнической набережной, ноябрь 1950 года.
Не менее грандиозно (особенно для того времени!) выглядит и ночная Москва.
Комсомольская площадь, она же «площадь трёх вокзалов», 1957 год:
Посмотрите, как красиво всё подсвечено! На дальнем плане гостиница «Ленинградская». Это самая низкая из сталинских высоток в Москве — её шпиль достигает отметки 139 метров.
На следующем фото парочка устроила свидание с видом на другую высотную гостиницу — «Украина». Это вторая по высоте 206-метровая сталинская высотка.
Ну и снова возвращаемся к главному зданию МГУ. На переднем плане ГАЗ М-20 «Победа». Серийный выпуск этих автомобилей начался 28 июня 1946 года:
Ещё один кадр про машины. Согласитесь, на Ленинградском проспекте весьма оживлённо. На календаре 1956 год:
А вот так выглядел в 1957 году павильон «Машиностроение» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, которая через два года станет ВДНХ. Новинки советского автопрома:
Ещё один кадр, где можно увидеть и сталинскую высотку (здание на площади Красных Ворот) и оценить автомобильный трафик. Садовая-Черногрязская улица:
Ну и, конечно, давайте посмотрим несколько кадров с участием самих москвичей. Летний день после дождя на улице Горького (ныне Тверская) в 1956 году:
Фото, кстати, настоящее, цветное, не колоризированное. А это фонтаны на Пушкинской площади, 1955 год. Просто идиллия:
Кстати, друзья, чтобы не возникло недопонимания. Идиллия, конечно, конкретно в данном конкретном кадре и в этой подборке. Я вполне отдаю себе отчёт, что так было не везде. Более того, в самой Москве были просто огромные, так сказать, контрасты. Вот, например, Дорогомилово на фоне упомянутой выше гостиницы «Украина». 1950-е гг.
Но я честно не знаю, что было бы лучше для развития СССР и его граждан: продолжение сталинского курса и строительство других зданий по всей стране в стиле советского ар-деко или же решение Хрущева о борьбе «архитектурными излишествами»?
Я родился в СССР, но сильно позже. Может быть, среди подписчиков канала есть люди, которые застали этот период и имеют мнение на этот счет? Тогда прошу высказываться.
Я же откланиваюсь и надеюсь, что вам был интересен этот небольшой фотоэкскурс в советскую послевоенную Москву. Не забывайте про дружеский лайк, репосты и подписку. Это очень важно для меня и для того, чтобы в ваши ленты попадало больше интересных фотоисторий. Кстати, в своём телеграм-канале Фотохроники Прошлого, я ежедневно публикую архивные кадры и коротенькие истории к ним. Присоединяйтесь, это пока бесплатно.