Найти тему
Тра-ла-ла компания

История анимации кратко: от первых шагов до современных технологий

Запутанные клубки времени привели нас к началу истории мультипликации. Десятки тысяч лет назад, пещерный человек с трудом выловил на скале изображение животного, которое только что увидел в густом лесу. Так началась эпоха рисунков, которые стали первым шагом в развитии мультипликации.

Человечество не останавливалось на достигнутых высотах и стремилось изобразить живые объекты в движении. Пещерные художники сообразили, что если нарисовать каждое движение объекта отдельно на отдельном кадре и последовательно их показывать, то получится иллюзия движения - покадровая мультипликация! Одним из примеров такой мультипликации можно увидеть в пещере Шове во Франции.

Пример движения голов в пещере Шове во Франции
Пример движения голов в пещере Шове во Франции

Человек продолжал развиваться, но потребность изобразить движущиеся объекты оставалась неизменной. Визуальные свидетельства того времени - росписи в египетских гробницах, возраст которых составляет около 2000 лет до нашей эры.

Росписи гробниц. Битва людей
Росписи гробниц. Битва людей

Стародавние философы и поэты также не оставались в стороне. Римский поэт и философ Лукреций в своем трактате "О природе вещей", написанном в 70-х годах до нашей эры, описывал устройство для показа движущихся картинок на экране. Не стоит забывать и о китайском театре теней, похожем на мультипликационные фильмы, который упоминается в Х-ХI веках.

Следующим этапом развития мультипликации были "книжки", содержащие множество иллюстраций, свернутые в рулон. Они создавали иллюзию движения, когда разворачивались перед глазами зрителя. В основном, такие "книжки" иллюстрировали фазы движения человеческой фигуры. Первые упоминания таких рулонов относятся к XV веку.

Кинеограф
Кинеограф

В то время народные мастера разрабатывали оптические приборы, напоминающие фильмоскопы, в которые загружались прозрачные пластины с изображениями. Эти устройства, получившие название "laterna Magica" или волшебный фонарь, радовали зрителей. Монах-иезуит Атанасиус Киршер в 1646 году описал свой собственный фонарь, высвечивающий изображения на прозрачном стекле, который стал популярным в XVII веке.

Затем, 20 июля 1877 года, в городе Анесси появилось суровое лицо Эмиля Рейно, приносящее свет в мир мультипликации. Он изобрел новый прибор - праксиноскоп, который показывал короткие мультфильмы. Они проецировались при помощи зеркального барабана и ленты с изображениями.

Праксиноскоп
Праксиноскоп

Так началась эпоха классической анимации! Рейно постоянно улучшал свой прибор и даже добавил звуковое сопровождение в своих фильмах.

Дальше развитие шло полным ходом, и появлялись все новые способы создания иллюзии движения рисованных объектов.

Одним из знаковых моментов стал первый "трехмерный" мультфильм "Прекрасная Люкания, или война рогачей с усачами" созданный Владиславом Александровичем Старевичем. Он использовал кукольную технику и камеру для создания этого фильма, где насекомые олицетворяли людей. Продолжительность работы составляла 10,5 минут.

Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами
Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами

А затем, в 1932 году, появился первый цветной мультфильм "Цветы и деревья". В 1935 году была создана киностудия Союзмультфильм, которая изначально носила название "Союздетмультфильм". Мультфильмы 1945-1959 годов отличались высоким уровнем реализма фонов и персонажей, чему был свидетелем весь мир.

В 1959 году был сотворен мультипликационный шедевр под названием "Влюбленное облако", который был восторженно принят по всему миру! За него было присуждено множество престижных наград!

С этого момента начался "золотой век" советской анимации, и на свет появились такие культовые мультфильмы, как "Карлосон", "Маугли", "Винни-Пух", "Ну погоди!", "Варежка" и многие другие.

Мультфильм Варежка
Мультфильм Варежка

В 1968 году преподаватели МГУ, погружаясь в мир новых технологий, совершили революцию, создав первый мультфильм на компьютере под названием "Кошечка".

Так постепенно развивалась мультипликация и перенесла нас в наше время! С появлением более мощных компьютеров многие аниматоры начали использовать их повсеместно для создания мультфильмов.

Что нас ожидает в будущем? Это остается загадкой, но возможно мы станем свидетелями появления мультфильмов в реальной жизни или даже сами окажемся в одном из мультфильмов в роли главного героя.

Во Франции, в чудесном городе Аннеси, дважды в год проводится фестиваль самого выдающегося мультипликационного кино. И именно этот город считается родиной рисованной анимации, благодаря таланту Эмиля Рейно!

Хотя его трудно назвать первым мультипликатором, ведь он не использовал кинопленку для создания своих произведений. Но давайте радоваться тому, что существуют люди, безгранично любящие мультипликацию! Ведь каждый фестиваль - это сказка, мир детства, в котором каждый из нас мечтает побывать!

Фотографии взяты из источников в свободном доступе.