Найти в Дзене

ФАНТАЗИЙ И УТОПИЙ ВЛАСТЕЛИН. Часть вторая

Фрэнк Пауль. Иллюстрация к рассказу Герберта Уэллса "Хрустальное яйцо". Изображение взято из открытых источников
Фрэнк Пауль. Иллюстрация к рассказу Герберта Уэллса "Хрустальное яйцо". Изображение взято из открытых источников

Говоря о марсианах Герберта Уэллса мы упустили еще два его произведения, посвященных этой теме. Это, разумеется, рассказ 1897 года "The Crystal Egg" (Хрустальное яйцо). Его герой, владелец антикварной лавки мистер Кэйв, владеет необыкновенным артефактом - хрустальным яйцом, которое оказывается окном в другой мир. "И вдруг перед мистером Кэйвом что-то замелькало; это были словно взмахи крыльев или украшенного драгоценностями веера, и он увидел чье-то лицо, вернее, верхнюю часть лица, с огромными глазами - увидел его так близко от себя, точно их разделял только прозрачный хрусталь. Испуганный и пораженный живостью этих глаз, мистер Кэйв поднял голову, заглянул за яйцо и, очнувшись от своих видений, увидел себя все в той же холодной, темной лавчонке, пропитавшейся запахом метила, плесени и гнили. И пока он изумленно озирался по сторонам, сияние в хрустале стало меркнуть и вскоре совсем погасло..."

Вильям Лейт. Иллюстрация к очерку Герберта Уэллса "Существа, которые живут на Марсе". Изображение взято из открытых источников
Вильям Лейт. Иллюстрация к очерку Герберта Уэллса "Существа, которые живут на Марсе". Изображение взято из открытых источников

Однако английский классик НФ пытался обосновать существование жизни на четвертой от Солнца планете с научной точки зрения, обобщив существующие на тот момент сведения в статье 1908 года "The Things that Live on Mars: A description, based upon scientific reasoning, of the flora and fauna of our neighboring planet, in conformity with the very latest astronomical revelations" (Существа, которые живут на Марсе: Описание, основанное на научных рассуждениях относительно флоры и фауны соседней планеты, согласно новейшим астрономическим открытиям): "Существуют определенные черты, которыми они, вероятно, подобны нам. Происхождение от полумлекопитающих, которое мы для них предположили, подразумевает получеловеческую внешность. Они, вероятно, имеют голову и глаза, и тело с позвоночным столбом, а поскольку у них из-за высокого интеллекта обязательно будет крупный мозг и так как почти у всех существ с большим мозгом он расположен вблизи глаз, то у марсиан окажется, по-видимому, крупный и пропорциональный череп. По всей вероятности, они крупнее землян, возможно, и массивнее человека в два и две трети раза. Однако это еще не означает, что они окажутся в два и две трети раза выше ростом, а признавая более рыхлое телосложение марсиан, можно допустить, что, встав в полный рост, мы будем им по пояс. И, хотите – верьте, хотите – нет, они будут покрыты перьями или мехом. Я не знаю, и не знаю, известно ли это вообще кому-нибудь, почему человек, в отличие от общей массы млекопитающих, является гладкокожим животным. Однако не приходит на ум необходимого довода, который заставил бы меня поверить, что и марсиане – гладкокожие..."

Борис Вальехо. Иллюстрация к роману Эдгара Берроуза "Принцесса Марса". Изображение взято из открытых источников
Борис Вальехо. Иллюстрация к роману Эдгара Берроуза "Принцесса Марса". Изображение взято из открытых источников

Совершенно по другому представлял жизнь на Марсе американский писатель Эдгар Берроуз. В 1912 году в журнале "The All-Story" появился роман "Under the Moons of Mars" (Под лунами Марса). Через пять лет, в 1917 году, он был выпущен отдельным изданием под названием "A Princess of Mars" (Принцесса Марса). Вскоре последовали продолжения "The Gods of Mars" (Боги Марса; 1913), "The Warlord of Mars" (Владыка Марса; 1914); "Thuvia, Maid of Mars" (Тувия, дева Марса; 1920), "The Chessmen of Mars" (Марсианские шахматы; 1922), "The Master Mind of Mars" (Великий ум Марса; 1928), "A Fighting Man of Mars" (Великий воин Марса; 1931) "Swords of Mars" (Мечи Марса; 1936), "Synthetic Men of Mars" (Искусственные люди Марса; 1940). В 1924 году на русском языке был напечатан первый роман цикла, под названием "Марсиане. Дочь тысячи джэддаков". И надо полагать, это было не случайно, но об этом ниже.

Иллюстрация на обложке романа Эдгара Берроуза "Марсиане. Дочь тысячи джеддаков". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация на обложке романа Эдгара Берроуза "Марсиане. Дочь тысячи джеддаков". Изображение взято из открытых источников

По сюжету первого романа Джон Картер, кавалерист армии южан, удирая от индейцев, попадает в пещеру, откуда переносится на Марс. И вот кого он там встречает: "Вождь сидел в седле, подобно всаднику на лошади; он сжимал брюхо животного нижними конечностями, в то время как ладони его правых рук держали низко, у бока «скакуна», чудовищное копье; две левых руки были вытянуты в сторону, чтобы удерживать равновесие, потому что монстр, на котором он ехал, не имел ни уздечки, ни поводьев, ни каких-либо иных средств управления. А этот зверь! Есть ли вообще земные слова, чтобы описать его! В холке он достигал около десяти футов; у него было по четыре ноги с каждого боку; широкий плоский хвост, шире на конце, чем у корня, выпрямлялся горизонтально, когда существо бежало; огромная пасть разверзалась от рыла до длинной мощной шеи…"

Фрэнк Пауль. Иллюстрация к роману Хьюго Гернсбека "Ральф 124С 41+". Изображение взято из открытых источников
Фрэнк Пауль. Иллюстрация к роману Хьюго Гернсбека "Ральф 124С 41+". Изображение взято из открытых источников

В том же самом, 1912 году, еще один американский писатель, чье имя стало символом НФ США, почтил своим вниманием красную планету. Речь идет о романе "Ralph 124C 41+: A Romance of the Year 2660" (Ральф 124С 41+: роман о жизни в 2660 году), автором которого стал ни кто иной, как Хьюго Гернсбек. Человек, именем которого названа самая престижная заокеанская премия за лучшее произведение в жанре фантастики "Хьюго", описал жизнь XXVII века, полную технических чудес. Не обошлось и без марсиан: "Убедившись, что марсианин рядом, Ральф внезапно выключил ультрагенератор и в то же мгновение, с быстротой молнии, вооружился радиоперфоратором. Возникший свет ослепил его на несколько секунд, однако он успел рассмотреть в нескольких метрах от себя искажённое ужасом, лицо Лизанора; тот стоял у люка звездолёта, плотно прижавшись лбом к массивному стеклу. Ральф мгновенно прицелился и нажал спуск. Произошла бесшумная вспышка, Лизанор опрокинулся навзничь, а стекло люка тут же окрасилось в зелёный цвет..."

Фрэнк Пауль. Иллюстрация к роману Хьюго Гернсбека "Ральф 124С 41+". Изображение взято из открытых источников
Фрэнк Пауль. Иллюстрация к роману Хьюго Гернсбека "Ральф 124С 41+". Изображение взято из открытых источников

Через четыре года, в 1916 году, Гернсбек выпустил два научно-фантастических очерка, посвященных марсианской цивилизации, "How the Martian Canals Are Built" (Как строились каналы Марса) и "Martian Amusements" (Марсианские развлечения). О том, насколько автор всерьез относился к этим произведениям, свидетельствует тот факт, что оба очерка вошли в цикл "Научные приключения барона Мюнхгаузена": "Пролетая в комфортабельном «гравитационном» (двигающемся в воздухе на принципе уничтожения силы притяжения) аэроплане, с высоты 3000 футов мы в подробностях познакомились со способами сооружения этого уже почти законченного, по еще не наполненного водой канала. Направление его было абсолютно прямое, как бы прочерченное карандашом по линейке. Вдоль этой линии действовали какие-то механические конструкции, прорывавшие канал с невероятной легкостью и быстротой. Представьте себе колоссальные башни, каждая в тысячу футов высоты, двигавшиеся в разных направлениях на гигантских колесах. С вершины каждой из них в разные стороны направлялись широкие лучи какой-то электрохимической эманации ярко пурпурного цвета. Эти лучи, имеющие свойство раздроблять, или точнее, расплавлять атомы любого вещества, были необычайной мощности..."

Иван Архипов. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников
Иван Архипов. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников

Выше я упомянул, что появление первого романа о Марсе Эдгара Берроуза на русском языке в 1924 году было не случайным. Тому было несколько причин. Во-первых, 23 августа 1924 года состоялось очередное великое противостояние - максимальное сближение Земли с Марсом - в тот момент их разделяло всего 0,373 астрономической единицы - чуть больше пятидесяти пяти миллионов километров, во-вторых, годом раньше вышел роман Алексея Николаевича Толстого "Аэлита. Закат Марса", всколыхнувшего интерес советского читателя к четвертой планете, а в-третьих, этот роман был как раз в 1924 году экранизирован.

Иван Архипов. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников
Иван Архипов. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников

"Лось осматривал скульптуру в коридоре. Среди востроносых марсианских голов, изображений морских чудовищ, раскрашенных масок, склеенных ваз, странно напоминающих очертанием и рисунком этрусские амфоры, - внимание его остановила большая поясная статуя. Она изображала обнаженную женщину с всклокоченными волосами и свирепым асимметричным лицом. Острые груди ее торчали в стороны. Голову обхватывал золотой обруч из звезд, над лбом он переходил в тонкую параболу, внутри ее заключались два шарика: рубиновый и красновато-кирпичный. В чертах чувственного и властного лица было что-то волнующе-знакомое, выплывающее из непостижимой памяти..."

М. Мизернюк. Иллюстрация к роману Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников
М. Мизернюк. Иллюстрация к роману Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников

Самое интересное, что на этих публикациях "марсианский год" не завершился. Он стал воистину звездным годом для фантастики, посвященной Марсу. Судите сами! В журнале "Мир приключений" выходит еще одна межпланетная опера, написанная русским писателем. Речь идет о романе Николая Ивановича Муханова "Пылающие бездны". Действие происходит в XXV веке. Залежи минерала небулия, который необходим для успешного функционирования земной и марсианской техники, становятся камнем преткновения в противостоянии (не астрономическом) Земли и Марса. Обе стороны переходят к боевым действиям. Впервые в отечественной фантастике описана межпланетная война.

М. Мизернюк. Иллюстрация к роману Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников
М. Мизернюк. Иллюстрация к роману Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников

"Легкие эскадрильи рассыпались по всему колоссальному кругу астероидного потока. Главные неприятельские силы также далеко выдвинулись вперед. Расстояние между сторонами не превышало 5 миллионов километров. Теперь на экране перед начальником флота обозначились уже две сплошные линии точек, как будто проведенные пунктиром. По обеим этим линиям, с быстротой молнии, беспрерывно вспыхивали розоватые дымки и лопались, как дождевые пузыри. Количество этих дымков было так велико, что обе линии, казалось, находились в безостановочном кипении. Стояла невозмутимая, могильная тишина. Борьба продолжалась уже около двух часов. Экран переливался вспышками, как гранулирующее небесное тело. Точки-корабли таяли, но на их место откуда-то из-за края экрана мгновенно появлялись новые..."

М. Мизернюк. Иллюстрация к рассказу Стефана Арельского "Человек, побывавший на Марсе". Изображение взято из открытых источников
М. Мизернюк. Иллюстрация к рассказу Стефана Арельского "Человек, побывавший на Марсе". Изображение взято из открытых источников

Совершенно необычную для того времени фантастику о красной планете писал еще один советский автор Стефан Грааль Арельский. Его перу принадлежит цикл "Повести о Марсе" (1924) и рассказ "Человек, побывавший на Марсе" (1927). В повести "Два мира", марсиане пережили падение Фобоса. Одно полушарие планеты превратилось в озеро кипящей магмы, а на другом продолжала существовать высокоразвитая цивилизация, которая освоила космические полеты. Через несколько тысяч лет, когда остыла магма, на пострадавшем полушарии появились тропические леса, населенные ящерами. Туда-то и отправился герой повести, доктор Ни-Асту-Сол. А в повести "К новому Солнцу" общество Межпласо намерено переправить обреченный Марс в иную звездную систему.

М. Мизернюк. Иллюстрация к рассказу Стефана Арельского "Человек, побывавший на Марсе". Изображение взято из открытых источников
М. Мизернюк. Иллюстрация к рассказу Стефана Арельского "Человек, побывавший на Марсе". Изображение взято из открытых источников

Продолжение следует...