Найти тему
Телеканал "78"

«Цены караул»: почему взлетает стоимость новых авто осенью 2023 и есть ли предел?

Оглавление
Коллаж 78.ru: pngwing.com, Bulkin Sergey/globallookpress.com, 78.ru, flaticon.com
Коллаж 78.ru: pngwing.com, Bulkin Sergey/globallookpress.com, 78.ru, flaticon.com

Эксперты и дилеры угрожают: этой осенью новые машины опять серьёзно подорожают, а выбор иностранных марок может ещё больше сократиться, несмотря на неуклонный рост цен и повышенный спрос. Разбираемся, почему так происходит, каких ещё осенних трендов ждать на авторынке и надо ли всё бросать и срочно покупать автомобиль.

По данным портала «АВТОСТАТ», с начала 2023 года по настоящее время средневзвешенные цены на новые авто в России увеличились на 27%. В итоге сейчас уже преодолена психологическая отметка в 3 млн рублей.

Больше всего цены росли в конце лета. Так произошло, в том числе, из-за повышения с 1 августа утилизационного сбора на иномарки, поставляемые по параллельному импорту, и ослабления курса рубля. Но при этом в августе россияне купили почти 100 тыс. авто, что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2022-го.

С 1 октября поклонников зарубежных «железных коней» ждёт ещё один неприятный сюрприз. Условия «сертификации» для некоторых ввозимых в Россию иностранных машин ужесточат, что, как считают эксперты, может привести к сокращению количества брендов и марок на рынке и очередному витку роста цен ещё на 30% до конца этого года.

Что конкретно меняется с 1 октября?

Для начала разъясним важные моменты.

Физические лица, перегоняющие новые авто из-за рубежа, оформляют при прохождении таможни свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Для них с 1 августа ставки утилизационного сбора остались прежними. Но есть строгие ограничения: перевозка после покупки не более одного нового авто в год и с двигателем не более 3 литров. Нельзя за этот год машину и перепродавать.

Если условия не соблюдены, то ставки уже используются с повышенным коэффициентом. Эта мера и должна, как считают чиновники, ударить по перекупщикам.

Во всех остальных случаях (для ИП, юрлиц) оформляются сейчас заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС), либо одобрения типа транспортного средства (ОТТС).

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

В первом варианте документ выдаётся без проведения краш-тестов и согласия автопроизводителя. И, естественно, такая бумага обходится дешевле, что и сказывается в итоге на цене авто. Но и представляется она только на одну машину. ЗОЕТС появился с 2022 года и собственно был нацелен на то, чтобы заработал параллельный импорт.

В ситуации с ОТТС существуют расходы на сертификационные испытания и затраты на согласования. Но выдаются они не на одну машину, а на модель бренда в целом.

При этом официальные дистрибьютеры, торгующие новыми иностранными авто, обязаны получать ОТТС. А небольшие компании могут закупить авто у тех же производителей, а затем оформить ЗОЕТС.

Это и привело к тому, что возникла ситуация, когда стоимость одной и той же машины может отличаться в разных салонах и у продавцов даже на миллионы.

С 1 октября, по разъяснениям Минпромторга, для получения ЗОЕТС введут ограничения. Его можно будет оформить только на автомобили, бренды которых официально ушли из России. Все остальное придётся покупать у дистрибьютеров, получающих ОТТС, либо частников с СБКТС.

При этом те же китайские бренды из России на фоне всем известных геополитических событий никуда не уходили в принципе, в отличие от «европейцев» и «американцев». То есть, на авто из Поднебесной тоже надо будет ОТТС.

«Богатые, как покупали, так и будут?»

Тему подорожания авто активно обсуждают в социальных сетях и интернете.

Пользователь под именем Игорь Борисов намерен ремонтировать свою старую GM, а цены пусть повышаются, но на «отечественного «мустага» никогда не сяду».

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Александр Королёв удивляется, что ещё хоть кто-то приобретает новые машины в принципе. Che Sheere парирует: «Александр, покупают, колёса то нужны».

— Их реально покупают. Берут их те, кто хочет новое, но подешевле. И пофиг, берут даже без ABS и подушек безопасности. Я правда не знаю, берут ли их так много, как пишут в новостях, но тем не менее их всё-таки берут. Просто, куда деваться-то? — рассуждает она.

Марина Ершова приводит условия покупки: платёж 30 тыс. на 8 лет, «если ещё и свой по трейд-ину отдать».

Алексей Смирнов считает, что богатые как покупали, так и будут покупать. А бедным это недоступно.

— Нет автомобилей для бедных, так скажем. Нет дешёвых автомобилей, не навороченных, чтобы можно было просто куда-то до деревни доехать и что-то привезти, — полагает он.

Очень многие пишут просто: «цены караул уже сейчас».

При этом согласно данным банка ВТБ, в августе с использованием заемных средств россияне приобрели около 47% новых автомобилей, что превышает показатели по итогам аналогичного периода 2022 (43,6%).

А в сентябре — декабре продажи автокредитов у компании могут достичь 500 млрд рублей, составив треть годового объёма.

— На фоне ужесточения политики Центрального банка и, как следствие, роста ставок в четвёртом квартале интерес россиян к автокредитам может «охладиться». Тем не менее, за счёт роста среднего «чека» на фоне корректировки цен на машины выдачи последних месяцев года будут для рынка рекордными, — прогнозирует заместитель начальника управления «Автокредитование» ВТБ Константин Снегирёв.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Цены уже взлетели?

Как рассказал руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин, за первые недели сентября 2023 года сразу девять брендов скорректировали прайсы на свои модели в сторону увеличения на 1—10%, а в следующем месяце новые авто могут стать ещё дороже из-за корректировки условий поставок машин по параллельному импорту.

— Сложно предсказать, какие именно модели исчезнут с рынка, но, скорее всего, это все версии авто китайских и европейских брендов, произведённых в КНР, которые не поставляются в РФ напрямую, а также не адаптированные для эксплуатации в РФ авто официально представленных брендов, — предположил он.

По словам Евгения Житнухина, в 2023 году подорожание новых автомобилей коснулось практически всех сегментов и классов: массового (например, модели АвтоВАЗа и Москвича), SUV (Chery, Tank, Geely), коммерческого (ГАЗ), премиального (Exeed, Voyah).

— Однако, несмотря на рост цен, спрос в сегменте остаётся по-прежнему высоким. Большой вклад в объёмы продаж августа традиционно внесли жители Петербурга и Ленинградской области: приобретено свыше 7300 новых авто — в три раза больше, чем за этот же период прошлого года. В лидерах продаж по-прежнему остаются модели Lada и шести наиболее известных в РФ китайских брендов, сокращение спроса наблюдается в отношении корейских и японских авто. В прошлом месяце объёмы их продаж сократились на 30—50%, — отметил он.

Оградились от китайцев?

Собеседники прогнозируют удорожание китайских авто до 30% до конца года, если разъяснения Минпроторга решат задействовать с 1 октября. А за машинами из Поднебесной на автомате подтянется и весь рынок.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Вице-президент Ассоциации РОАД Вячеслав Жигалов особо подчёркивает: в каком виде и с какими корректировками окончательно будет представлена инициатива с ограничением ЗОЕТС и переходом на ОТТС, никто предсказать не берётся.

— Сейчас изменения обсуждаются. Но что будет в итоге, опять же подчеркну, никто не знает. Пока всё выглядит так, как попытка организовать механизм сдерживания экспансии китайских производителей в РФ и защиты от них. Это крайне нездоровая ситуация для рынка. В списке параллельного импорта «китайцев» действительно нет, хотя они могли бы и быть. Льготы по этим ЗОЕТС надо было бы дать хотя бы официальным дистрибьютерам на какое-то время. Дело в том, что производители из Поднебесной сейчас заняты процессами оформления ОТТС. У кого-то они есть, а кто-то только всё налаживает. И если запустить с 1 октября эту новую схему, то поставки половины авто из Поднебесной просто встанут. А сами процессы по получению ОТТС занимают месяцы, и, действительно, требуют затрат, — подчёркивает он.

По словам автоэксперта Алика Кортиева, вряд ли стоит говорить об удорожание авто из Поднебесной до 30%, но до конца года цены на машины в принципе могут вырасти на 10—15%. Хотя с начала года уже серьёзно подорожали немецкие (BMW, Audi, Mercedes) и японские марки (Toyota, Leхus).

— Как всегда, больше всего взлетел «бюджет», меньше всего премиум-класс, хотя и там ценники изменились. Что касается авто из Китая, я не думаю, что там нас ждёт резкое вымывание марок и взлёт цен. Их производители и сейчас успешно и массово получают наши ОТТС, у них это стандартная практика. Это точно не логическое основание именно для компаний, занимающихся производством, поднимать цены, — уверен он.

Срочно покупать или ждать?

По мнению Евгения Житнухина, спрос на новые авто сохранится до конца 2023 года. Для этого есть ряд предпосылок, например, продолжение финансирование программ льготного лизинга, а также старт новых производств на территории России. Так должен появиться новый кроссовер X-Cross 5 на базе FAW Bestune T776, производство которого уже налажено на мощностях бывшего Nissan в Петербурге, лифтбек «Москвич 6», гибридный Chery Tiggo 7 Pro и другие модели.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Как рекомендует Евгений Житнухин, с учётом грядущего роста цен и возможного сокращения ассортимента новых авто в России не стоит откладывать покупку личного транспорта, особенно, если он необходим ежедневно.

В этом году не будет предновогодних распродаж, а с нового года цены могут проиндексироваться с учётом инфляции. Плюс стабильность курсов валют вызывает сомнение, как и отсутствие новых поправок в действующий процесс ввоза авто на территорию РФ.

Здесь важно отметь и то, что сама программа параллельного импорта авто действует до 1 февраля 2024 года.

Алик Кортиев советует не впадать в панику, не гнаться за общими настроениями и выбирать то, на чём можно будет потом ездить и подходит конкретному водителю.

По его словам, рынок сейчас насыщен авто, идёт много поставок тех же «китайцев», и ситуация в хорошем смысле далека от того, что было даже год назад, каждый день в стране открываются новые дилерские центры.