Эксперты и дилеры угрожают: этой осенью новые машины опять серьёзно подорожают, а выбор иностранных марок может ещё больше сократиться, несмотря на неуклонный рост цен и повышенный спрос. Разбираемся, почему так происходит, каких ещё осенних трендов ждать на авторынке и надо ли всё бросать и срочно покупать автомобиль.
По данным портала «АВТОСТАТ», с начала 2023 года по настоящее время средневзвешенные цены на новые авто в России увеличились на 27%. В итоге сейчас уже преодолена психологическая отметка в 3 млн рублей.
Больше всего цены росли в конце лета. Так произошло, в том числе, из-за повышения с 1 августа утилизационного сбора на иномарки, поставляемые по параллельному импорту, и ослабления курса рубля. Но при этом в августе россияне купили почти 100 тыс. авто, что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2022-го.
С 1 октября поклонников зарубежных «железных коней» ждёт ещё один неприятный сюрприз. Условия «сертификации» для некоторых ввозимых в Россию иностранных машин ужесточат, что, как считают эксперты, может привести к сокращению количества брендов и марок на рынке и очередному витку роста цен ещё на 30% до конца этого года.
Что конкретно меняется с 1 октября?
Для начала разъясним важные моменты.
Физические лица, перегоняющие новые авто из-за рубежа, оформляют при прохождении таможни свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Для них с 1 августа ставки утилизационного сбора остались прежними. Но есть строгие ограничения: перевозка после покупки не более одного нового авто в год и с двигателем не более 3 литров. Нельзя за этот год машину и перепродавать.
Если условия не соблюдены, то ставки уже используются с повышенным коэффициентом. Эта мера и должна, как считают чиновники, ударить по перекупщикам.
Во всех остальных случаях (для ИП, юрлиц) оформляются сейчас заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС), либо одобрения типа транспортного средства (ОТТС).
В первом варианте документ выдаётся без проведения краш-тестов и согласия автопроизводителя. И, естественно, такая бумага обходится дешевле, что и сказывается в итоге на цене авто. Но и представляется она только на одну машину. ЗОЕТС появился с 2022 года и собственно был нацелен на то, чтобы заработал параллельный импорт.
В ситуации с ОТТС существуют расходы на сертификационные испытания и затраты на согласования. Но выдаются они не на одну машину, а на модель бренда в целом.
При этом официальные дистрибьютеры, торгующие новыми иностранными авто, обязаны получать ОТТС. А небольшие компании могут закупить авто у тех же производителей, а затем оформить ЗОЕТС.
Это и привело к тому, что возникла ситуация, когда стоимость одной и той же машины может отличаться в разных салонах и у продавцов даже на миллионы.
С 1 октября, по разъяснениям Минпромторга, для получения ЗОЕТС введут ограничения. Его можно будет оформить только на автомобили, бренды которых официально ушли из России. Все остальное придётся покупать у дистрибьютеров, получающих ОТТС, либо частников с СБКТС.
При этом те же китайские бренды из России на фоне всем известных геополитических событий никуда не уходили в принципе, в отличие от «европейцев» и «американцев». То есть, на авто из Поднебесной тоже надо будет ОТТС.
«Богатые, как покупали, так и будут?»
Тему подорожания авто активно обсуждают в социальных сетях и интернете.
Пользователь под именем Игорь Борисов намерен ремонтировать свою старую GM, а цены пусть повышаются, но на «отечественного «мустага» никогда не сяду».
Александр Королёв удивляется, что ещё хоть кто-то приобретает новые машины в принципе. Che Sheere парирует: «Александр, покупают, колёса то нужны».
— Их реально покупают. Берут их те, кто хочет новое, но подешевле. И пофиг, берут даже без ABS и подушек безопасности. Я правда не знаю, берут ли их так много, как пишут в новостях, но тем не менее их всё-таки берут. Просто, куда деваться-то? — рассуждает она.
Марина Ершова приводит условия покупки: платёж 30 тыс. на 8 лет, «если ещё и свой по трейд-ину отдать».
Алексей Смирнов считает, что богатые как покупали, так и будут покупать. А бедным это недоступно.
— Нет автомобилей для бедных, так скажем. Нет дешёвых автомобилей, не навороченных, чтобы можно было просто куда-то до деревни доехать и что-то привезти, — полагает он.
Очень многие пишут просто: «цены караул уже сейчас».
При этом согласно данным банка ВТБ, в августе с использованием заемных средств россияне приобрели около 47% новых автомобилей, что превышает показатели по итогам аналогичного периода 2022 (43,6%).
А в сентябре — декабре продажи автокредитов у компании могут достичь 500 млрд рублей, составив треть годового объёма.
— На фоне ужесточения политики Центрального банка и, как следствие, роста ставок в четвёртом квартале интерес россиян к автокредитам может «охладиться». Тем не менее, за счёт роста среднего «чека» на фоне корректировки цен на машины выдачи последних месяцев года будут для рынка рекордными, — прогнозирует заместитель начальника управления «Автокредитование» ВТБ Константин Снегирёв.
Цены уже взлетели?
Как рассказал руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин, за первые недели сентября 2023 года сразу девять брендов скорректировали прайсы на свои модели в сторону увеличения на 1—10%, а в следующем месяце новые авто могут стать ещё дороже из-за корректировки условий поставок машин по параллельному импорту.
— Сложно предсказать, какие именно модели исчезнут с рынка, но, скорее всего, это все версии авто китайских и европейских брендов, произведённых в КНР, которые не поставляются в РФ напрямую, а также не адаптированные для эксплуатации в РФ авто официально представленных брендов, — предположил он.
По словам Евгения Житнухина, в 2023 году подорожание новых автомобилей коснулось практически всех сегментов и классов: массового (например, модели АвтоВАЗа и Москвича), SUV (Chery, Tank, Geely), коммерческого (ГАЗ), премиального (Exeed, Voyah).
— Однако, несмотря на рост цен, спрос в сегменте остаётся по-прежнему высоким. Большой вклад в объёмы продаж августа традиционно внесли жители Петербурга и Ленинградской области: приобретено свыше 7300 новых авто — в три раза больше, чем за этот же период прошлого года. В лидерах продаж по-прежнему остаются модели Lada и шести наиболее известных в РФ китайских брендов, сокращение спроса наблюдается в отношении корейских и японских авто. В прошлом месяце объёмы их продаж сократились на 30—50%, — отметил он.
Оградились от китайцев?
Собеседники прогнозируют удорожание китайских авто до 30% до конца года, если разъяснения Минпроторга решат задействовать с 1 октября. А за машинами из Поднебесной на автомате подтянется и весь рынок.
Вице-президент Ассоциации РОАД Вячеслав Жигалов особо подчёркивает: в каком виде и с какими корректировками окончательно будет представлена инициатива с ограничением ЗОЕТС и переходом на ОТТС, никто предсказать не берётся.
— Сейчас изменения обсуждаются. Но что будет в итоге, опять же подчеркну, никто не знает. Пока всё выглядит так, как попытка организовать механизм сдерживания экспансии китайских производителей в РФ и защиты от них. Это крайне нездоровая ситуация для рынка. В списке параллельного импорта «китайцев» действительно нет, хотя они могли бы и быть. Льготы по этим ЗОЕТС надо было бы дать хотя бы официальным дистрибьютерам на какое-то время. Дело в том, что производители из Поднебесной сейчас заняты процессами оформления ОТТС. У кого-то они есть, а кто-то только всё налаживает. И если запустить с 1 октября эту новую схему, то поставки половины авто из Поднебесной просто встанут. А сами процессы по получению ОТТС занимают месяцы, и, действительно, требуют затрат, — подчёркивает он.
По словам автоэксперта Алика Кортиева, вряд ли стоит говорить об удорожание авто из Поднебесной до 30%, но до конца года цены на машины в принципе могут вырасти на 10—15%. Хотя с начала года уже серьёзно подорожали немецкие (BMW, Audi, Mercedes) и японские марки (Toyota, Leхus).
— Как всегда, больше всего взлетел «бюджет», меньше всего премиум-класс, хотя и там ценники изменились. Что касается авто из Китая, я не думаю, что там нас ждёт резкое вымывание марок и взлёт цен. Их производители и сейчас успешно и массово получают наши ОТТС, у них это стандартная практика. Это точно не логическое основание именно для компаний, занимающихся производством, поднимать цены, — уверен он.
Срочно покупать или ждать?
По мнению Евгения Житнухина, спрос на новые авто сохранится до конца 2023 года. Для этого есть ряд предпосылок, например, продолжение финансирование программ льготного лизинга, а также старт новых производств на территории России. Так должен появиться новый кроссовер X-Cross 5 на базе FAW Bestune T776, производство которого уже налажено на мощностях бывшего Nissan в Петербурге, лифтбек «Москвич 6», гибридный Chery Tiggo 7 Pro и другие модели.
Как рекомендует Евгений Житнухин, с учётом грядущего роста цен и возможного сокращения ассортимента новых авто в России не стоит откладывать покупку личного транспорта, особенно, если он необходим ежедневно.
В этом году не будет предновогодних распродаж, а с нового года цены могут проиндексироваться с учётом инфляции. Плюс стабильность курсов валют вызывает сомнение, как и отсутствие новых поправок в действующий процесс ввоза авто на территорию РФ.
Здесь важно отметь и то, что сама программа параллельного импорта авто действует до 1 февраля 2024 года.
Алик Кортиев советует не впадать в панику, не гнаться за общими настроениями и выбирать то, на чём можно будет потом ездить и подходит конкретному водителю.
По его словам, рынок сейчас насыщен авто, идёт много поставок тех же «китайцев», и ситуация в хорошем смысле далека от того, что было даже год назад, каждый день в стране открываются новые дилерские центры.