Времена талонов и пустых полок. Разве их забудешь? Я в тот период работала в магазине. Так получилось, что после рождения второго ребёнка по диплому уже было нигде не устроиться. А в универсам меня директор даже задним числом оформила, чтобы стаж не прервался (хотя, потом это всё равно произошло, да и не актуально стало со временем). Так я талоны собирала у всех родственников и знакомых, чтобы им в очередях не стоять, и отоваривала. Тяжкое было время.
Помнится, как мой приятель, который в те времена был подростком, рассказывал:
«Были за всем километровые очереди, номерки ручкой на ладони...
И бабки! Орут, верещат: " А чаво еть молодому сахарку-то аж десять кило сыпють? Ишь, не давайти яму! Эвон ча, рожа та наглая. Вертить от нас ищо..."
А я поворачиваюсь и гордо так: " У меня в семье пять человек, я за два месяца беру..."
Голос менялся тогда...получилось, что рявкнул на весь магазин... Все притихли!» 😊
А потом и сахар, и мыло, и мясо, и даже вино стало по талонам. А ещё где-то до сих пор лежит у меня карточка ленинградца с фотографией. По ней тоже какие-то товары можно было приобрести.
Был у нас тогда в мясном отделе рубщик Юра, бывший боксёр. Мясники обычно все здоровенные, а этот ещё и бас имел как у Шаляпина. Но он почти всегда был подшофе - выйдет, живот на прилавок положит, кулачищами упрётся и молча обозревает толпу. Голос у него, чем он пьянее, тем зычнее становился, вот он и предпочитал молчать. Но уж если рявкал... Мама, не горюй!
Тогда мяса почти не было, хорошо, если хоть что-то привозили. Поступила как-то не баранина, а джейранина. Ну, джейран - это такое парнокопытное, бегает очень быстро, при этом пьёт не только пресную, но и солёную воду. И чем больше он бегает, тем мясо у него жёстче. Нарубил наш Юра джейранину - тонкие, чёрные кусочки. Подходит бабуля, долго смотрит, морщится, косится на Юру, нависающего всей своей тушей над подносами, потом спрашивает: "Что, у вас мясо долго лежало?". На что наш мясник оглушительно на весь магазин: "Нет, долго бежало!"
Кстати, теперь охота на джейранов запрещена, они в Красной книге.
А у напарника Юры, второго работника мясного отдела, непьющего, был сын шестнадцати лет, и про него мы много были наслышаны, какой парень умный, взрослый, как уже на свидания бегает.
Как-то завезли нам свежайшие ромовые бабы в хлебный отдел, все побежали детям покупать. Вот бегут женщины, а Володя (так второго рубщика звали) спрашивает:
– Что там такое?
– Ромбабы детям!
– Может, и моему надо?
На что продавщица рыбного ему на бегу:
– Твоему уже всё по-отдельности надо! 😁
Так и пережили мы то сложное время. С юмором.