Найти тему
nsknews.info

Октябрьский мост в Новосибирске хотят включить в культурное наследие

Коммунальный (Октябрьский) мост в Новосибирске предлагают включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Такие перспективы обсудили на заседании общественного совета при инспекции по охране памятников. Все девять экспертов, участвовавших в дискуссии, идею одобрили.

Лариса Сокольникова

Практика присваивать охранный статус старинным мостам распространена во всём мире. Такие памятники есть в Москве, Санкт-Петербурге, Саратовской области, Тамбове, Великом Новгороде и других российских городах. Как пояснил «НН» сотрудник Музея Новосибирска, краевед Константин Голодяев, из-за идущей сейчас большой реконструкции Октябрьского моста под охрану, скорее всего, удастся взять не всё сооружение, а его элементы.

«Весь не сможем, но какие-то исторические элементы надо защитить. Например, декоративную кладку, летящие конструкции, балкончики», — уточнил эксперт. Поскольку чугунные перила с богатым декором планируют полностью заменить идентичными, то наделить их статусом культурного наследия уже не удастся.

«Общественный совет принял решение дождаться окончания историко-культурного исследования и с учётом его результатов продолжить обсуждение и предложить свои рекомендации», — говорится в протоколе, опубликованном на сайте госинспекции.

Напомним, что Октябрьский (Коммунальный) мост через Обь в Новосибирске открыли 20 октября 1955 года. Сооружение состоит из семи 128-метровых пролётов. Его ширина — 24 метра (шесть полос движения), длина — 896 метров. Общая протяжённость вместе с насыпью на левом берегу и четырёхпролётным правобережным путепроводом — 2,3 километра. Это мост стал первой автомобильно-трамвайно-пешеходной переправой через Обь в нашем городе. На строительство потратили 128 млн рублей.

В ходе строительства проект корректировали из-за необходимости сэкономить финансы. Сначала он предусматривал торшеры высотой 27 метров со светящимися на них звёздами на третьей и шестой опорах. На входных частях с правого берега должны были стоять 45-метровые пилоны-обелиски, а на левом берегу планировали колоннады.

Раньше по центру Коммунального моста проходили трамвайные пути. Их убрали в 1991 году из-за резко возросшего автомобильного трафика.

Напомним, что капремонт сооружения начался в 2022-м, а старые чугунные ограждения, которые за время службы пришли в негодность, демонтировали в этом году. Всё литьё заменят на новое, полностью идентичное историческому. Элементы изготавливают на Каменском металлозаводе в Алтайском крае.

Завершить реконструкцию моста должны в 2024 году.