Отец
Император Александр II – Освободитель.
Отец Цесаревича Александра - Император Александр II - родился 17(29) апреля 1818 года в Москве, где его родители - великий князь Николай Павлович и его супруга Александра Фёдоровна проводили Святую неделю и поклонялись древним русским святыням.
Воспитание Александра Николаевича было поручено великому русскому поэту Василию Андреевичу Жуковскому и выдающемуся педагогу того времени Карлу Карловичу Мердеру.
Чтобы ознакомить сына с населением и жизнью того государства, которым ему предстояло управлять, Император Николай Павлович отправил наследника в продолжительное (около 7 месяцев) путешествие по разным местностям России.
Во время этого путешествия Цесаревич мог непосредственно наблюдать, как тяжело отражается на всей русской жизни крепостное право. Посетив Сибирь и увидев там томящихся в ссылке декабристов, Александр Николаевич обратился к Императору с письмом, прося смягчить наказания ссыльных. Николай Павлович внял горячей просьбе сына, и сроки наказаний декабристам были сокращены.
По возвращении из путешествия по России, Царевич поехал за границу, где встретил свою будущую супругу, принцессу Марию, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, и 16 апреля 1841 года вступил с нею в брак.
26 августа того же 1856 года в Москве состоялось коронование Александра II, ознаменованное многими великими милостями: прощением недоимок, смягчением наказаний и т. п.
В первые же годы царствования важнейшей заботой государя, «святым делом», по собственному его выражению, стало решение вопроса о крепостном праве, несправедливость которого всеми сознавалась уже давно.
Для проведения в жизнь великой реформы отмены крепостного права - нужна была, конечно, огромная подготовительная работа. Она велась несколько лет; из высших сановников империи был учрежден особый секретный комитет, на который была возложена разработка всех оснований для отмены крепостного права.
19 февраля 1861 года, в день восшествия на престол, государственный секретарь Бутков доставил в Зимний дворец «Положение об освобождении крестьян» и Манифест об этом, написанный московским митрополитом Филаретом. После горячей молитвы государь подписал оба документа, и 23 миллиона крестьян получили давно желанную свободу.
5 марта состоялось обнародование Манифеста. Всеобщее ликование было безгранично, и когда Государь показался на улицах столицы, народ приветствовал его долго не смолкавшими кликами. По всей империи Манифест был встречен как величайшее благо, о котором народ мечтал много лет.
Вместе с личной свободой крестьяне получили землю на выкуп, с рассрочкой на 49 лет, и права гражданские: свободно избирать местожительство, вести торговлю, открывать фабрики и заводы, заниматься ремёслами и т. п.
Произошли изменения и в системе судебных учреждений. В 1864 году был введён новый суд, «скорый, правый, милостивый и равный для всех». Главным здесь стал принцип состязательности и гласности. Окружной суд заслушивал дело, где обвинение поддерживал прокурор, ему возражал защитник, отстаивавший интересы обвиняемого. Присяжные заседатели - 12 человек - назначались по жребию из представителей всех сословий.
Учитывая уроки Крымской войны, новый военный министр Д. А. Милютин, провёл ряд реформ, в частности, создание обученных резервов при ограниченной численности армии в мирное время. 1 января 1874 года был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии всем мужчинам, достигших двадцати лет, годных по здоровью.
В пехотных войсках срок службы устанавливался в шесть лет, а на флоте – семь. Призыву подлежало примерно 25% достигших призывного возраста, 50% освобождались по семейному положению: единственный сын и тот, у кого старший брат отбыл или отбывал воинскую повинность и т. д. От воинской повинности освобождались духовенство, народы Средней Азии, Казахстана, Кавказа и Крайнего Севера.
⃰ ⃰ ⃰
Но был в Царской семье свой «скелет в шкафу» - связь Императора Александра II с княжной Долгорукой. Именно в неё после нескольких мимолетных увлечений страстно влюбился Император. Он заприметил Екатерину, когда посещал Институт благородных девиц, прозванный позже Смольным институтом. Император был старше княжны почти на тридцать лет, но, как известно, любви возраст не помеха.
Княжна Екатерина Долгорукая.
Цесаревич Александр Александрович, будущий Император Александр III, тяжело переживал, глядя на своего отца, не делавшего тайны из своей связи с любовницей. После своего возвращения с Балканской войны Александр II поселил её с их общими детьми в Зимнем дворце, причем отведенные ей покои находились прямо над комнатами Императрицы.
Императрица тоже тяжело переживала это соседство, но никогда не высказывала мужу своих упреков, блюдя достоинство. Она стала только более замкнутой. В разговорах с супругом была молчалива и холодна, когда же оказывалась с сыновьями или с фрейлинами, к ней возвращались живость и приветливость.
В августе 1879 года ослабленная болезнью Императрица отдыхала в Киссингене, откуда намеревалась переехать в Канн, на южное побережье Франции. Пользуясь её отсутствием, её супруг – Александр II проводил время в Крыму с Екатериной Долгорукой. Хотя это и скрывалось, но всем было известно, что фаворитка с детьми жила там в царском дворце.
Наступила весна 1880 года, Императрица уже чувствовала свою близкую кончину. Последние дни её отравляло то, что многие из придворных покинули её, открыто заискивая перед Долгорукой.
Императрица Марии Александровна скончалась 22 мая 1880 года в полном одиночестве.
Цесаревич Александр был поражен предсмертными муками своей матери и даже предложил причислить усопшую к лику святых. Но его отец в этом его не поддержал, у него были другие планы. Летом 1880 года, не выдержав установленных сроков траура, Император обвенчался с княжной Долгорукой.
Цесаревич Александр с молодой супругой были поражены известием о скандальном браке. Но это было ещё не всё – императорским указом Долгорукой был пожалован титул светлейшей княгини Юрьевской, а её детям – все права, принадлежащие законным великим князьям.
Более того, Александр IIрешил совместить несовместимое – подружить своих детей со своей второй женой и их детьми - сыновьямиГеоргиеми Борисом и дочерьмиОльгойи Екатериной. Он пригласил семью Наследника провести время со своим новым семейством в Крыму. Невыносимо страдая, Александр покорился воле отца. Приехав из Ливадии, он писал своему брату Сергею в Италию: «Нам остается только одно – покориться и исполнять желания и волю Папа, и Бог поможет нам во всем».
Но и это было ещё не все – Император твердо решил короновать свою новую жену и постоянно заводил об этом разговор. Император мечтал назвать всенародно свою молодую жену Екатериной III и уехать с ней куда – нибудь на юг Франции. Екатерина, казалось, полностью вошла в роль хозяйки царского дворца. Она прилюдно называла Императора на «ты» и «Саша». Царь был доволен своей новой супругой, как Пигмалион Галатеей – он воспитал её «под себя» и был счастлив. Катя отвечала ему взаимностью, угадывала малейшие его желания, восхищалась им как умнейшим человеком и мудрейшим правителем.
Но выдержка членов царской семьи не означала одобрения поведения Императора при дворе. Видный царедворец генерал Мосолов писал:
Второе замужество государя Александра Николаевича вызывает единодушное осуждение всей царской семьи, и прежде всего Наследника, который считает его несовместимым с достоинством русского Императора.
⃰ ⃰ ⃰
Несмотря на освобождение крестьян и множественные либеральные реформы, Александр II был убит революционерами «Народнойволи» после настоящей охоты на него в течение нескольких лет. Революционеры искренне полагали, что убив Царя, вдохновят народ на революцию.
Удачным стало восьмое покушение - Император Александр ΙΙ был убит 1 марта 1881 года. В этот роковой день Государь решил сделать развод караулов. Когда он доехал до Театрального моста, террорист Рысаков бросил вдогон кареты бомбу. Раздался взрыв, повредивший карету, но Государь вышел из нее невредим. Не обращая внимания на просьбы полицмейстера срочно уехать с места происшествия, Государь подошел к Рысакову: «Так это ты хотел меня убить?» Но не успел он договорить, как второй террорист – Игнатий Гриневицкий - бросил ему под ноги бомбу, которая разорвалась со страшным грохотом. Государь упал с криком: «Помогите!» К нему кинулись, приподняли, посадили в сани полицмейстера и повезли в Зимний дворец.
Раны Государя были страшными – взрывом ему оторвало обе ноги. Через час с небольшим, в 3 часа 35 минут пополудни он скончался. В этот же день в тюрьме у мер его убийца, Игнатий Гриневицкий.
Следствие показало, что подготовку покушения осуществлял знаменитый, хорошо известный охранке Желябов, но он был арестован по случайности буквально за два дня до покушения. Основную роль в организации покушения вместо него осуществила маленькая, хрупкая на вид женщина, безумно любившая Желябова – Софья Перовская. Талантливый изобретатель Кибальчич изготовил бомбы для покушения.
Все пятеро - участники покушения А. Желябов, С. Перовская, Н. Кибальчич, А. Михайлов и Н. Рысаков - были повешены на Семеновском плацу 3 апреля 1881 года. Это была последняя публичная казнь в России. Все они были очень молоды, самым старшим из них был Желябов – ему исполнилось 30 лет. Дело ещё одной соучастницы – Геси Гельфман - было выделено в отдельное производство – она оказалась беременна. Вина преступников была доказана.
На суде проявилась их полная аморальность, это были поистине выродки рода человеческого. Они не только не высказывали раскаяния за погибших в результате покушения, но вели себя вызывающе, смеялись следователям в лицо, обменивались шуточками.
Перовская была первой в стране женщиной, казненной за политическое преступление, причем это была последняя публичная казнь в стране - 26 мая 1881 года Императорским указом она была запрешена. Геся Гельфман была помилована и приговорена к каторге.
Бессмысленное и жестокое убийство Царя - Освободителя потрясло всю страну. Выдающийся русский философ В. В. Розанов назвал убийство Императора «помесью Безумия и Подлости».
Многие никак не могли понять – почему убили не какого – то сатрапа, тирана и деспота, а Царя – Освободителя, великого реформатора?
Ответ нашелся у Ф. М. Достоевского; по его словам, в стране к тому времени укоренилось «идеологическое отщепенство». Именно отщепенцы боролись за свободу, но не народа, а абстрактную, свободу от морали и совести. Эти революционеры – отщепенцы, не обладая ни умом, ни житейским опытом, были обыкновенными недоумками, позволившими различным «вождям» легко себя обмануть.
Но – главной причиной убийства Императора послужило то, что его реформы опережали время, народ к таким глобальным преобразованием был просто не готов. И мыслящие люди в стране хорошо это понимали. В этой связи представляет интерес письмо, которое Александр III получил сразу после убийства своего отца от безвестного священника Седлецкой губернии:
"Отец твой и не мученик, и не святой, потому что пострадал не за церковь, не за крест, не за христианскую веру, не за правое дело, а за то единственное, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его".
(Продолжение следует)