«...дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».
Эти слова могут быть знакомы многим по роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Ополчение сыграло важную роль в Отечественной войне 1812 года, и сегодня мы предлагаем на примере памятников из собрания Государственного исторического музея вспомнить основных действующих лиц народного движения.
Уже в начале войны масштаб предстоящих военных действий вынудил правительство обратиться за помощью ко всем сословиям страны. В июле 1812 г. Александр I издал манифест о защите Отечества и создании народного ополчения. Уже через полтора месяца в 20 губерниях было сформировано ополчение и собраны значительные средства; всего в ополчение набрали около 235000 человек. Временные формирования ополчения создавались в основном из крепостных крестьян, но в них могли вступить и представители других сословий. Участниками ополчения становились и представители интеллигенции, например, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, С.Н. Глинка. Командные должности занимали офицеры в отставке и гражданские чиновники.
Ополченцы занимались охраной, сопровождением обозов и пленных, они задействовались на строительных работах, в эвакуации раненых, полицейской службе на освобожденных территориях. В пехоте они могли составлять «третью шеренгу», а в артиллерии использовались в качестве гандлангеров — низшей категории артиллерийской прислуги. Ополчение одевалось, обучалось, снаряжалось и вооружалось на средства дворянства губернии.
В Музее Отечественной войны 1812 г. представлено несколько портретов, которые считаются изображениями наиболее известных ополченцев. Один из них — Герасим Матвеевич Курин (1770 - 1850). На оборотной стороне холста картины указано имя изображенного, его деяния, исполнитель и заказчик портрета. Однако столь подробная надпись является поздней антикварной имитацией авторского или владельческого текста. Скорее всего, портрет относится к довольно распространенному типу изображений — мифическим портретам исторических личностей, то есть утверждать, что именно так выглядел Курин, невозможно. Как бы то ни было, купец Герасим Курин является одним из героев войны 1812 г. В сентябре - октябре 1812 г. он вместе с соратниками сражался с войсками маршала Нея близ Богородска Московской губернии. За храбрость Курин был был пожалован знаком отличия Военного ордена.
Не менее известна Василиса Кожина — жена старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии. В ноябре 1812 г. на страницах журнала «Сын Отечества» была опубликована заметка следующего содержания:
«Староста одной деревни Сычевского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!"».
Примерно в то же время художник А.Г. Венецианов создал лубок «Французы — голодные крысы в команде у старостихи Василисы», иллюстрировавший эту историю. Рассказ о Василисе Кожиной стал широко известен, что позволило считать его достоверным, а старостиху Василису — реальной личностью. Позже в литературе появились версии, в которых Кожина, ставшая руководителем крестьянского партизанского отряда, за подвиги была награждена медалью. Однако никаких документальных свидетельств существования отважной предводительницы, как и сведений о ее награждении, обнаружить не удалось. Исследователи склоняются к мнению, что Василиса Кожина является собирательным образом, возникшим в трудное время для поднятия патриотических чувств и гордости за свой народ. Тем не менее, были и реальные женщины-крестьянки, которые сражались с неприятелем. Известны имена некоторых из них, например, кружевница Прасковья.
Кого в 1812 г. называли партизаном? Партизаном тогда называли офицера, которому доверялось командование отрядом («партией»), составленным из легких мобильных войск (армейской кавалерии и казаков). Партизан со своим отрядом должен был действовать против неприятеля, уничтожая его посты и пикеты, захватывая транспорт и т.д. Крестьянские отряды самообороны партизанскими не назывались. Одним из самых известных партизанских отрядов в войне 1812 года стал отряд под командованием Дениса Давыдова. Яркая личность и литературный талант командира немало способствовали этому, а позже Давыдову даже стали приписывать авторство самой идеи развертывания партизанской войны в 1812 г. Перед Бородинским сражением Денис Васильевич Давыдов просил разрешить ему сформировать партизанский отряд для действий в тылу врага. Отряд проявил себя на главной коммуникации неприятеля, Старой Смоленской дороге, а также отличился при Ляхове, Красном, Гродно. Давыдов писал:
«Я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена Святой Анны повесил образ Святого Николая и заговорил с ними языком народным».
В таком образе — в кафтане и с бородой — и представлен Денис Давыдов на портрете. После войны он начал работать над «Дневником партизанских действий 1812 года», подготовил военно-теоретический труд, написал ряд очерков, статей и воспоминаний.
Еще один герой, возглавивший крупный партизанский отряд — Иван Семенович Дорохов. В начале Отечественной войны 1812 г. он командовал арьергардом 4-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта А.И. Остермана-Толстого, был отрезан от главных сил, но, умело маневрируя, смог вырваться из окружения и соединиться с армией П.И. Багратиона. За мужество, проявленное в Бородинском сражении, император повелел произвести Дорохова в генерал-лейтенанты. Затем, командуя партизанским отрядом, захватил город Верею — важнейшую точку коммуникаций противника, за что был награжден золотой саблей «За храбрость» с алмазами. В Малоярославецком сражении Иван Семенович был ранен в ногу и вынужденно покинул армию. От последствий ранения он скончался, и перед смертью завещал похоронить его в Верее.
Отважный Иван Семенович Дорохов, как считают исследователи, мог быть одним из прототипов Долохова, персонажа романа «Война и мир». Другой возможный прототип, Александр Самойлович Фигнер, также командовал партизанским отрядом и был известен особой жестокостью по отношению к пленным французам.