Найти тему
Александр Дятлов

Типология 5.

Здраствуйте , мои драгоценные друзья! Иисус воскресе навсегда!

Хочу напомнить , что типология это наука , которая определяет связь Ветхого Завета с Новым.

И сегодня рассмотрим типологическую связь книги Ветхого Завета (ВЗ) - Иисуса Навина (И Нав.) и книги Нового Завета (НЗ) - Деяния Апостолов (Деян.).

В ВЗ речь идет о физическом завоевание земли обетованной и ограничена Палестиной , а в новом о духовном завоевании - проповеди Евангелия в обитаемом Средиземноморском мире , где жили произошедшие из "потерянных" колен Израилевых - Ойкумена.

А эсхатологическое исполнение - наше время охватывает уже весь мир.

Начнем с лидеров , и в ВЗ это Иисус Навин

В честь него названа сама книга , а в Деяниях - апостол Петр

-2

Проводит собрание после вознесения Христа (1:15) , возвышает голос на Пятидесятницу (2:14) , исцеляет хромого (3гл.) , проповедует синедриону и т. д.

Иисуса Навина учил Моисей , а Петра Иисус Христос (И. Нав.1:1.16-18; Ин.21:15-19 , Мф.16:18 и т. д.)

Как до входа в Землю Обетованную умер Моисей (за свой грех) и тело его не найдено , потому что воскресил его Господь , так и Иисус Христос , накануне победоносного служения Церкви в проповеди Евангелия , умер (за наши грехи) и воскрес и взошел к Богу-Отцу на Небо!

Церковь это Тело Христово , и Она продолжает типологическое соответствие ветхозаветного Израиля в НЗ.

Обе книги начинаются с призыва Господа:

И. Навину обещание дара Земли Обетованной и Силы к ее завоеванию (1:2-9).

В Деяниях соответствующее обещание завоевать Евангелием мир "до края земли" и Силы этому свидетельству (1:7,8).

-3

В ВЗ найдено решение в отношении 2,5 колен не пожелавших войти в Землю Обетованную (1:12-14) , а в НЗ бросают жребий для избрания двенадцатого апостола , - и все это вопрос о сохранении целостности Израиля , как организации на основе 12 колен.

В ВЗ происходит задержка с ожиданием разведки о враге (2:1-15) , а в НЗ по повелению Господа ученики ожидают Силу (1:8,14; 2:1).

В ВЗ переход через Иордан - крещение перед входом в Землю Обетованную "дабы все народы земли познали , что рука Господа сильна" (4:24).

Далее последовало обрезание (5:2-8) - видимый знак принадлежности к богоизбранному народу , который является символом неизменности и неотвратимости Завета , когда человек становится Божьим деревом переставая быть диким деревом , (как язычники) запущенным - не приносящим доброго плода.

В НЗ мы имеем дело с крещением учеников Духом Святым в день Пятидесятницы.

-4

И апостол Павел пишет к Римлянам 2:29 , что обрезание совершается в Духе.

Таким образом дар Святого Духа для христианина тоже , что обрезание для израильтян.

У учеников это второе крещение , как и у Израиля , потому что первое было проход через Красное море с Моисеем . второе через Иордан , а учеников крестил Иоанн Креститель.

Далее Иисус Навин ведет народ к стенам Иерихона , и Господь Своей силой сокрушает стены города (2гл.) , все уничтожено кроме блудницы Раав и кто ей поверил (6:24).

-5

Апостолы силой Святого Духа проповедуя в Иерусалиме ( Иерихоне их времени) сметали даже языковые барьеры (2:6-12) , и результат - спасение тем , кто им поверил (2:38-41)

В ВЗ все цари слышали и боялись (5:1) , в НЗ представители всех народов изумлялись и дивились силе и чудесам сопровождавшим проповедь апостолов.

Следующий эпизод почти идентичная история с правом первой собственности , которая за Богом.

В Иерихоне вопрос с трофеями решался однозначно - заклание во имя Господа (6:17) , в Деяниях должным образом рассматривается вопрос собственности и честности (2:44,45).

Интересно , что первые победы - Иерихон и Иерусалим , так остро ставили вопрос собственности.

Потом в ходе завоевания Земли Обетованной этот принцип будет использоваться крайне редко (24:13) , наоборот Бог обогатит Свой народ и расценить это можно , как первые плоды.

Тоже самое и в НЗ частные владения остались нетронутыми. И вскоре вся некогда враждебная к Богу империя сделалась христианской.

В ВЗ грех Ахана чудесным образом открылся Иисусу Навину (7:19)

-6

И в итоге смерть Ахана и его дома , а в НЗ грех Анании и Сапфиры чудесным образом открылись Петру и они умерли (5:1-11).

-7

В ВЗ читаем о великой славе Иисуса Навина и Израиля обусловленная завоеваниями и сопровождавшими их знамениями (9:1,2) , в НЗ читаем о славе Петра и др. апостолов проповедовавших "со многими знамениями и чудесами" (5:11,12).

Дальше в ВЗ физическое завоевание города Гая:

1) открытая атака на Гай (8:11-13)

2) предполагаемая неудача (8:15-17)

3) результат - взятие города и полная победа.

В НЗ завоевание Царства происходит духовно - в виде сражений проповеди Евангелия - проповедь Петра в Иерусалиме (5:14-16) , следом мнимая победа первосвященника и саддукеев (5:17, 18) и результат - апостолы проповедуют в Храме (5:25, 42).

В ВЗ розыгрыш гаваонитов , где они просто пытались спасти свою жизнь (9:3) и с ними был заключен союз (9:14,15) , но вскоре обман раскрылся и следует решение Иисуса Навина на "административном" уровне (9:26,27).

В НЗ спор с эллинистами о столах - о пренебрежении их при раздаче пищи.

Это пример НЗ , как Божий народ встречает новообращенных - людей из других народов , и следует административное решение апостолов , где был решен вопрос о дьяконском служении (6:1-6).

-8

Дальше в ВЗ речь идет о завоевании 5 царей аморейских , разгроме их городов и окончательном завоевании южного Ханаана (10 гл.) и подобные события произошли дальше с ханаанеями на севере у вод Мерома (11гл.).

Это служит подведением итогов побед Израиля (11:16-23).

В НЗ после избрания 7 дьяконов идет речь об огромном успехе одного из них - Стефане , который "сотворил великие чудеса и знамения в народе" (6:8)

7 глава Деяний посвящена вдохновенной речи Стефана состоящая из истории Израиля со дней Авраама , которая имеет типологическое значение для Мессии и Его тела - Церкви.

Он быстро повторяет ветхую историю и указывает на типологически новую , подводя слушателей к следующему выводу: "Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предсказавших пришествие Праведника" (52 ст.).

-9

История Стефана представляет собой рассказ о великой победе Евангелия , которая остается в силе , несмотря на то , что евангелист может претерпеть смерть.

Это подводит к концу историю плотского Израиля ("ваших отцов и вас") и указывает на Иисуса , как на новый Израиль! Его смерть знаменует собой новый этап в распространении Евангелия (8:1,4) за пределами Иерусалима.

Этот период характеризуется , как устроение поместных церквей и попечение о них , что отражено в Посланиях Апостолов.

По мере того , как исторические параллели двух заветов идут дальше , то с 13 главы Иисуса Навина вступаем в новый период в продвижении в Земле Обетованной - расселение , а затем рассеяние племен в разных городах завоеванных земель.

За распределением земли (13-19гл.) следует забота о людях через их обучение (20-23гл.).

Жизнь Иисуса Христа типологически исполнила путешествие Израиля по пустыне с Моисеем.

А события НЗ после смерти и воскресения Иисуса связаны с Его Церковью , как с новым Израилем и представлены , как исполнение ветхозаветных прообразов в книге Иисуса Навина.

Интересно отметить в последней главе И. Нав. слова Господа:"И Я даю вам землю , над которой вы не трудились , и города , которых вы не строили , и вы живете в них" (24:13).

Звучит , как будто речь идет о завершившимся процессе , а на самом деле не вся земля была в руках израильтян , как и книга Деяний заканчивается ссылкой на проповедь Павла в Риме , что благая весть достигла края земли.

Однако новая религия еще многими не была принята , и много стран , где не было услышано Евангелия!

Поэтому речь в обоих случаях идет не столько о завершении процесса , а сколько о предстоящем осуществлении. И это значит , что самое великое исполнение этих побед Царствия еще впереди!

Никак иначе , как в наши дни! Аминь!

-10

Хочу напомнить вам , что предсказания пророка царей инока Авеля указывают на год восстановления монархии в России , который начинается 23.09.2025 г и заканчивается 11.09.2026 г.

Спасибо за внимание.