Одной из последних кинолент, снимавшихся в ещё советском Калининграде стал художественный фильм «Охота на единорога». Сценарий написан по военной повести В. Б. Туболева «Чужое небо», которая в свою очередь является творческой переработкой истории сегодня хорошо известного Героя Советского Союза Михаила Девятаева. В первую очередь благодаря одноимённому фильму 2020 года.
Ну а тогда, в 1989 году, картину о советских лётчиках на Свердловской киностудии снимет режиссёр Владимир Лаптев.
Фильм "Охота на единорога" оказался типичным продуктом своего постперестроечного времени, по прихоти сценариста в него не к месту вплетён сюжет про "демонов" особистов и сталинские лагеря.
Фильм собственно и начинается со сцен в одном из сибирских лагерей, где главный герой, бывший советский лётчик Сергей Тесленко вспоминает свою историю. Нарушив в первом же бою приказ своего ведущего, майора Грабаря, лейтенант подставляет звено под удар вражеских истребителей и попадает в плен. Позже его переводят в лагерь при немецком аэродроме, где советских лётчиков используют в качестве "учебных мишеней" для нацистских курсантов. Выпускники школ Люфтваффе на своих "Мессерах" тренируются сбивать советские истребители, управляемые пленными. В бараке, среди 4 оставшихся в живых узников, Тесленко встречает и своего командира — Станислава Грабаря. Ценой самопожертвования товарищей по плену, главному герою удаётся улететь на заранее подготовленном к длительному перелёту Ла-5. Но поступок лётчика особисты не оценили и отправили Тесленко в лагерь. Уже советский.
В реальности же прототип главного героя — лётчик М. П. Девятаев репрессиям не подвергался, после двухмесячных фильтрационных мероприятий был восстановлен в рядах Красной армии и продолжил службу, так же как и его товарищи по побегу.
Зачем создателям фильма нужен был этот "псевдоисторический" финт с посадкой в лагерь главного героя, можно только догадываться.
8 февраля 1945 года 10 советских военнопленных захватили немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершили на нём побег из немецкого концлагеря на острове Узедом. Пилотировал самолёт Михаил Девятаев. Лётчику удалось уйти от преследования и посадить машину на поле в районе польского Старгард-Щециньски в расположении советской 61-й армии. Пролетев чуть более 300 км, Девятаев с товарищами доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производились и испытывались «Фау-2». Для проверки обстоятельств пленения и побега Девятаев был помещён в фильтрационный лагерь — «Спецлагерь № 7» НКВД. Но уже в конце марта 1945 года, после проверки и лечения, семеро из десяти участников побега (Адамов, Олейник, Кутергин, Немченко, Сердюков, Соколов и Урбанович) были зачислены в одну из рот 777-го стрелкового полка и отправлены на фронт. И Михаил Петрович Девятаев прожил долгую жизнь, работая в речном порту. В конце 1950-х годов ему были поручены испытания «Ракеты» — одного из первых советских судов на подводных крыльях. Он умер в Казани только в 2002 году.
После такого факта подтасовки и откровенной лжи со стороны режиссёра, рассказывать о художественных достоинствах фильма сложно. Как впрочем и объяснять, что в годы войны вся территория СССР просто кишела диверсантами, преступниками и коллаборационистами, и всех, кто бежал из немецкого плена, так или иначе проверяли.
Но лично для меня, одно несомненное достоинство у этой картины есть.
Ведь фильм "Охота на единорога" снимали в Калининграде и области. Картина сохранила для нас на плёнке немало интересных, исторических мест региона.
И первым, наверное основным, местом съёмки фильма стал аэродром Девау, находящийся в северо-восточной части Калининграда и в наши дни уже со всех сторон окружённый спальными районами города.
В фильме много различных видов и ракурсов старого аэродрома, видна там и взлётка с уникальной металлической дорожкой.
Есть и диспетчерская, другие внутренние помещения здания калининградского аэроклуба ДОСААФ.
Это действительно уникальные кадры, позволяющие нам увидеть Девау 40-летней давности. Ведь время берёт своё, и на месте, где когда-то на острие прогресса бурлила жизнь, теперь бурьян и запустение. Хотя всё может измениться.
Аэродром Девау, это уникальное место в Калининграде и он заслуживает больше, чем один абзац-справка. Простите меня за это небольшое отступление от киноблога.
Девау — это старейший гражданский аэродром в Европе и один из первых в мире. Предпосылками к его созданию послужили итоги Первой мировой войны, так как по условиям Версальского договора территория поверженной Германии оказалась разделена Данцигским коридором на две части, а Восточная Пруссия с Кёнигсбергом стала полуэксклавом. Кстати, сегодня и калининградцы сталкиваются с похожей проблемой, так как перемещение людей и грузов по суше сильно ограничены позицией транзитной для нас Литвы.
Поэтому на окраине Кёнигсберга в 1919 году власти открывают аэродром Девау. Название своими корнями уходит в глубокое прусское прошлое этой земли, и означает, ни много ни мало — "Бог". В родственном литовском языке это слово звучит как "Dievas". На протяжении двух столетий на месте будущего аэродрома располагалось Девауское поле, представлявшее собой армейский полигон, созданный в конце 18 века по распоряжению короля Фридриха Вильгельма III, ненадёжного союзника нашего Александра I.
Технически авиасообщение началось в ноябре 1919 года, а с 1 апреля 1920 открылись регулярные рейсы с крупнейшими городами Восточной Пруссии — Тильзитом и Мемелем, а также с вольным Данцигом.
Чуть позже, в 1921 году на аэродроме строят первую в мире стационарную авиационную метеослужбу, в 1922 открывается здание аэровокзала со всеми необходимыми помещениями и зонами. На крыше по периметру трёхэтажного здания тянулась кованая ограда с орнаментом в виде звёзд и самолётов.
Взлётно-посадочная полоса была длиной 800 метров и имела основание из бетонных плит.
Официальное открытие гражданского аэропорта состоялось 8 ноября 1922 года, хотя к тому времени уже ровно год как на его базе действовала компания «Дерулюфт», созданная в конце ноября 1921 года. Это было совместное советско-германское общество «Deruluft» («Deutsch-Russische Luftverkehrs — Gesellschaft»), занимавшееся пассажирскими и почтовыми авиаперевозками.
Именно первые итоги работы «Дерулюфта» убедили руководство Веймарской республики в договороспособности и надёжности советской стороны. Что в свою очередь послужило предвестником заключения 16 апреля 1922 года исторического Рапалльского договора между Советской Россией и Германией, позволившего нашей стране выйти из международной дипломатической изоляции. Веймарская республика тоже получила весомые политические дивиденды, впервые после позорного Версаля став равноправным партнёром. Правда это не помешало немецким ультраправым уже в июне 1922 года убить подписавшего договор министра Вальтера Ратенау, видевшего в России экономического и делового партнёра.
Авиасообщение между Москвой и Берлином через Кёнигсберг было очень востребованным. Среди пассажиров аэропорта Девау были и Сергей Есенин и Владимир Маяковский. А в 1936 году, за год до исторического перелёта через Северный полюс на аэродроме Девау приземлялся АНТ-25 будущего Героя Советского Союза Валерия Чкалова.
Повлиял аэродром Девау на историю Калининграда и с весьма неожиданной стороны. В августе 1930 года в Кёнигсберг прибыл дирижабль «Граф Цеппелин».
Именно из-за сходства форм с этим чудом инженерной мысли, популярное и вкусное блюдо местной кухни получило соответствующее название — цеппелины. Сегодня они, наряду со строганиной из пеламиды, относятся к гастрономическим эндемикам калининградской кухни и весьма популярны у туристов.
В годы войны аэродром был сильно разрушен, утерял много своих сооружений и ангаров. Был частично восстановлен и уже в 1946 году введён в эксплуатацию, до 1977 года обеспечивая перелёты на местных воздушных линиях. С 1962 года основным аэропортом Калининграда становится Храброво, а на Девау в 1986 году открывается аэроклуб ДОСААФ.
Автор этих строк, как и многие калининградцы, проходил сборы на Девау и в 1992 году получил свой парашютный разряд. "Дуб на дубе" — для тех кто в теме.
Но Девау был не единственным аэродромом, ставшим декорациями к картине.
Много снимали для фильма "Охота на единорога" и в городе Пионерский. Вот, кадры с ангарами из фильма, снятыми на территории уже расформированной к нашему времени в/ч 40790.
Дело в том, что у немцев в бывшем Нойкурене (так назывался Пионерский до войны) в 30-х годах действовала лётная школа. Из большого количества подобных учебных заведений Третьего рейха она выделялась своим отдельным авиационным городком, строевым плацем и всеми остальными обязательными атрибутами серьёзного военного заведения. При этом даже черепица на зданиях корпусов и ангаров была специальная — серая, что существенно снижало заметность школы с воздуха.
После войны на аэродроме некоторое время дислоцировались авиационные части, в том числе и 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк авиации тогда еще КБФ. Позже здесь размещалась учебная часть авиации Балтийского флота, а лётное поле использовалась в качестве учебного аэродрома. Была здесь и школа прапорщиков и школа младших авиационных специалистов (ШМАС) Морской авиации.
Поэтому было бы странно, если бы при съёмках фильма о школе лётчиков, режиссёр обошел бы этот интересный объект стороной.
Лётное поле аэродрома в наши дни потихоньку застраивается. Из старых ангаров сохранился лишь один. Ну а на месте непосредственно школы была построена Государственная резиденция «Янтарь» управления делами Президента РФ. Функционировать она начала в 2011 году. Многие жители области и туристы любят прогуливаться вдоль берега моря по пионерскому променаду мимо этого интересного учреждения.
По имеющимся, но весьма скупым данным, снимали фильм "Охота на единорога" и на территории военного аэродрома "Коса" на Балтийской косе.
Современное состояние аэродрома на Балтийской косе можно оценить по следующим фотографиям. Сложно в сравнении с кадрами из фильма определить, проходили ли тут съёмки картины "Охота на единорога".
В любом случае стоит отметить, что сразу после войны на бывшей нацистской базе Нойтиф была создана советская "Коса", на которой до 1995 года дислоцировалась 49-я ОПЛАЭ - отдельная противолодочная авиационная эскадрилья Балтийского флота. На вооружении находились летающие лодки "Каталина", самолеты-амфибии Бе-4, Бе-6 и Бе-12.
К сожалению знаменитая часть, как и её коллеги из Пионерского не пережила развала страны, юридически просуществовав до 1998 года. Всё что от неё сегодня осталось — это самолёт Бе-12, который в наши дни является экспонатом Музея мирового океана.
До 1960 г. на "Косе" базировались истребительные полки авиации ДКБФ, входившие в состав 24 ИАД. В их составе были поршневые самолёты Ла и Як, американские "Кингкобры", позднее — МиГ-15 и МиГ-17.
В 50-е годы располагалась на Косе и 509-я отдельная авиационная эскадрилья вертолетов (Ми-4), впоследствии ставшая основой для формирования 113-го отдельного авиационного полка вертолетов, правоприемник которого в наши дни находится в посёлке Донское.
Возвращаясь к теме съёмок фильма "Охота на единорога", вполне возможно, что часть съёмок проходила на одном из аэродромов Свердловска. Не зря же режиссёр Владимир Лаптев высказывал благодарность комитетам ДОСААФ двух городов — Калининграда и Свердловска.
Я думаю, что в небе Свердловска снимали и бои радиоуправляемых моделей, советских "Ла" и немецких "Мессершмитов". Но точной информации у меня нет, если кто-то знает подробности, с удовольствием прочту об этом в комментариях.
А вот что точно снимали в самом западном городе страны — Балтийске, так это казармы. В кадры фильма "Охота на единорога" попали здания штаба Балтийской военно-морской базы Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Они сыграли роль одной из нацистских лётных школ, на плацу которой полковник Бергхоф докладывал генералу о ходе подготовки курсантов. На заднем плане эти самые курсанты занимались боевой подготовкой.
Комплекс зданий расположен в самом центре Балтийска на проспекте Ленина, 1а. Изначально это были пехотные казармы Пиллау, они построены в начале 20 века и состояли из северного, южного корпусов и железнодорожных казарм.
В кадрах фильма "Охота на единорога" хорошо видна южная казарма комплекса и часть северной.
Во время Великой Отечественной войны у немцев в них размещался личный состав подводного флота ВМС Германии. Весной 1945 года во время штурма города советскими войсками казармы серьёзно пострадали, но к середине 50-х годов были восстановлены силами Балтийского флота.
В наши дни здесь расположена Военная прокуратура Балтийского гарнизона. Многих жителей и гостей города привлекает красивая водонапорная башня, расположенная в западной части плаца. Но она в кадры фильма не попала.
Ну а мы продолжаем виртуальное путешествие по местам съёмки фильма "Охота на единорога" в Калининграде.
Бараки и камеры для советских лётчиков снимали в одной из галерей форта № 5. На тот момент это уже был объект Калининградского областного историко-художественного музея.
Съемки проходили в казарменных казематах, здесь был показан нехитрый быт советских военнопленных. На одном из представленных кадров хорошо виден подъёмный механизм, а также соответствующее отверстие овальной формы. Именно через него осуществлялся подъём боеприпасов к орудиям на верхних ярусах форта.
Форт № 5 самый старый музейный комплекс на фортификационных сооружениях Калининграда, до сих пор он остаётся популярным туристическим объектом. Все форты города являют собой наглядный пример беспримерного мужества, героизма и профессионализма советских бойцов и офицеров, штурмовавших эти нацистские твердыни в апреле 1945 года. В августе того же года, именно штурмовые подразделения 3-го Белорусского фронта за 4 дня взявшие Кёнигсберг, стали основой ударных частей менее чем за месяц разбивших хвалёную Квантунскую армию японцев.
В крепости снимали несколько художественных фильмов, самым первым из которых был "Генерал Рахимов" в 1967 году.
Ещё одной точкой на карте Калининграда, где шли съёмки фильма "Охота на единорога", стали склады-элеваторы на ул. Дзержинского. Эта сцена показана практически в самом начале картины, где главный герой собственно из "обыкновенного" концлагеря попадает в смертельную учебку.
Склады до наших дней по большей части сохранились, они принадлежат различным собственникам и продолжают использоваться по прямому назначению. Здания были построены ещё в довоенный период по типовому проекту и предназначались, в первую очередь, для хранения зерновых и бобовых. В области подобные склады можно увидеть в Черняховске, Гусеве, Багратионовске. Многочисленные окна с деревянными жалюзи способствовали созданию нужного температурного режима и влажности. Практически в каждом здании есть оборудование для приёма, взвешивания, сушки, очистки и отгрузки зерновых.
Одну из сцен фильма "Охота на единорога" снимали в посёлке Железнодорожном Калининградской области. Это эпизод этапирования Сергея Тесленко из одного концлагеря в другой. Главный герой сидит в кузове грузовика, из под тента можно увидеть дома по ул. Пушкинской. Мелькает в кадре и водонапорная башня посёлка.
В съёмках был задействован личный состав дислоцированных в посёлке войсковой части и погранзаставы.
В последние годы посёлок Железнодорожный очень сильно преобразился, а одним из его новых символов стал проект "Оживающий город", в котором местные жители стали актёрами уличного театра. Режиссёр постановщик и художественный руководитель проекта — Алла Татарикова-Карпенко. Пользуясь случаем рекомендую посетить это атмосферное действо в Железнодорожном.
Косвенно в фильме есть даже один вид современного Правдинска. В сцене, где немецкий полковник Бергхоф вспоминает своего погибшего сына-лётчика появляется фото с видом Свято-Георгиевского храма этого города, до войны бывшего кирхой Фридланда.
Вот такой интересный маршрут "нарисовал" фильм "Охота на единорога" на карте Калининградской области. Как Вы сегодня узнали, Калининград, Балтийск, Балтийская коса, Пионерский, Правдинск и Железнодорожный стали местами съёмок этой военной драмы.
Немного остановлюсь и на снимавшемся в фильме самолёте. По сюжету это советский истребитель Ла-5, но если вы посмотрите на любую фотографию в сети, поймёте, что это не он. В роли учебного самолёта выступил переделанный специалистами "Мосфильма" Як-50. Дело в том, что фюзеляжи всех Ла-5 и Ла-7 были из дерева и естественно, что они не были рассчитаны на долгую эксплуатацию. Машины были рассчитаны на 200 часов налета, так что все Ла-5/7 были списаны и утилизированы ещё до начала 50-х годов.
А главный герой, "псевдо" Ла-5, снимавшийся в фильме "Охота на единорога", в наше время выставлен в качестве музейного экспоната на территории Мосфильма. Летать он не мог, а только разбегался по взлётной полосе. Именно эти кадры и попали в фильм. В небе же кружили радиоуправляемые модели, которые режиссёр заказал по три единицы каждой — Ла-5 и Мессера.
В целом же картину "Охота на единорога" можно было бы назвать неплохим фильмом, рассказывающем об отважных советских лётчиках, победивших пресловутых гитлеровских "ассов". Кстати, на эту тему рекомендую книгу Мухина Ю. И. "Дутые победы Люфтваффе", автор там в пух и прах разбивает геббельсовскую чушь про "подвиги" лётчиков Люфтваффе, якобы сотнями сбивавших сталинских соколов.
Но концовка "Охота на единорога", лживая и по факту и по сути, перечеркивает весь смысл фильма на корню. Страшный для нашей страны 1991 год готовили долго, в том числе руками и таких вот "правдорубов". Очень жаль.
Традиционно, ролик со сценами из фильма "Охота на единорога", снятыми в Калининградской области:
Фильм "Охота на единорога" на Ютуб:
Карточка фильма "Охота на единорога" на сайте кино-театр.ру:
Для новых читателей ссылка на список фильмов, снятых в Калининградской области в период до 1991 года.
Кроме того, приглашаю на профиль канала в Телеграме и ВК. Подписывайтесь, буду рад.
Статья подготовлена в информационных и учебных целях для популяризации культурного наследия Калининградской области.
© Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу "Снято в Калининграде". Любое их копирование разрешено только с указанием гиперссылки на источник.