Найти в Дзене
ПсковГУ

Рок-романс: у известного псковского композитора, преподавателя ПсковГУ Вадима Андреева вышел в свет новый альбом

Не роковой, но роковый – романс псковского композитора и исполнителя Вадима Андреева живет на стыке разных музыкальных традиций и направлений. Городскому в своей основе, ближе всего ему, пожалуй, русский рок с его словоцентричностью и многочисленными отсылками к литературным, библейским и мифологическим образам. Но вместе с тем авторскому романсу ничего не стоит заглянуть на территорию соседней бардовской песни или даже «удариться» в фолк. Убедиться в этом можно, послушав новый диск Вадима Андреева «Только имя твое», на котором собраны 16 композиций, написанных на стихотворения известного псковского поэта Геннадия Кононова. От романса в них – конечно, щемящая грусть, мелодичная певучесть, изысканная камерность. От него же – направленность на слушателя, внутренний диалогизм: слушая этот альбом, рано или поздно любой поймает себя на мысли: «Друг, я так тебя понимаю!». Секрет этой сопричастности – в тесной связи текста и мелодии. Наверное, космос/Бог/ноосфера/судьба радостно потирали руки

Не роковой, но роковый – романс псковского композитора и исполнителя Вадима Андреева живет на стыке разных музыкальных традиций и направлений. Городскому в своей основе, ближе всего ему, пожалуй, русский рок с его словоцентричностью и многочисленными отсылками к литературным, библейским и мифологическим образам. Но вместе с тем авторскому романсу ничего не стоит заглянуть на территорию соседней бардовской песни или даже «удариться» в фолк. Убедиться в этом можно, послушав новый диск Вадима Андреева «Только имя твое», на котором собраны 16 композиций, написанных на стихотворения известного псковского поэта Геннадия Кононова.

От романса в них – конечно, щемящая грусть, мелодичная певучесть, изысканная камерность. От него же – направленность на слушателя, внутренний диалогизм: слушая этот альбом, рано или поздно любой поймает себя на мысли: «Друг, я так тебя понимаю!». Секрет этой сопричастности – в тесной связи текста и мелодии. Наверное, космос/Бог/ноосфера/судьба радостно потирали руки в тот момент, когда привели на псковский филфак поэта – и композитора. Вот уж точно: в нужном месте в нужное время! Искренность и философская глубина строк Геннадия Кононова оказалась родственной задушевности и лиризму музыкального слуха Вадима Андреева.

Задумчивый неспешный трехдольник зазвучал минорными мелодиями на 3/8 (вальс, да не совсем). Благодаря рефренам, развитию музыкальной темы, проигрышам и эффектным гитарным концовкам по-новому высветлилась афористичность и образность текстов. Обычно аккомпанемент в романсах выполняет второстепенную дополняющую роль, но у Вадима Андреева он возвращает себе смысловую нагрузку. Гитарные партии перекликаются друг с другом, рифы поддерживают мелодию, создавая настроение. И здесь мы как раз попадаем в поле рок-музыки.

-2

Наверное, иначе и быть не могло, ведь мир лирического героя сосредоточен не только и не столько на любви. Да, в нем есть традиционные романтические приметы, свойственные романсовой традиции - в первой же композиции «В запущенном саду» мы их услышим: тут тебе и «соловьев тирады», и «сырой рассвет», и «цыганы-конокрады», и «туманы». Но внезапно: не про любовь это все! А про судьбу поэта. Распадается «романсовость» и в «Вальсе перед дуэлью». Хотите старых пластинок? Их есть у меня! Скрипка тоскует, звезда дрожит, слуги и эполеты в наличии. Но чувствуется в этом наборе штампов светлая ирония: все это - «легкие сны-пузыри», легкомысленные распадающиеся аккорды и гитарный чес, напоминающий чуть ли не балалаечный бой.

Философские темы судьбы и свободы, жизни и смерти, творчества и одиночества, юности и старения - «наше все» для русского рока. Не говоря уже о социальной проблематике – без нее невозможно представить и Геннадия Кононова («хамство все принимают за мужество, а усталость за совесть», «колхоз объявлен банкротом»). Какой уж тут романс, если ты в какой-то момент своего пути «сфуфлил поворот» и просишь Бога бросить в окошко «чинарик»? В этом мире прекрасные дамы долго не живут. Остаются веселые попутчики: тихий мальчик за стойкой, скрипач с темной картой созвездий, дирижер-невидимка в малиновой дымке... Пренебречь - вальсируем )

Сама композиция альбома выстроена как движение (кружение) вверх: от бренных страстей человеческих к простому и ясному. Так природа вырастает от «дрожащих пеной садов» к хрустальному звону осени. Да и музыка очень напоминает сентябрьские цветы – самодостаточные, долгоиграющие, сдержанно-серьезные. У этих цветов – особый неповторимый аромат, вобравший в себя запахи дождя и последних бликов солнца, золотистого меда и сочных яблок, звонкого холода и острой хвои. Их красоту не почувствуешь на бегу.

Так и романсы Вадима Андреева на стихи Геннадия Кононова – требуют внимательного слушателя. Это альбом не на один раз. Музыка для тех, кто любит поэзию, и поэзия для тех, кто любит музыку.

...Это лето отпето, вот мёд на столе,

и мерцает вино в хрустале.

Повстречаться бы снова на грешной земле,

посидеть бы, как нынче, в тепле...