Найти тему

«Небывалая осень построила купол высокий…». Предлагаю вам 12 осенних пейзажей в поэтическом сопровождении

Удивительная осень в этом году. Тёплая, солнечная, сухая. И необыкновенно красивая. Вот в такую осень и начинаешь понимать, почему все художники-пейзажисты так любят это время года. Да и среди поэтов сложно найти того, кто не посвятил осени хотя бы одно стихотворение. Все творческие люди чувствуют притягательность этого времени года.

Как писал Антон Павлович Чехов: «Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями»

Считается, что осень – это время созерцания, время размышлений. Она вызывает противоречивые чувства: буйство и разнообразие красок природы пробуждают в душе радость и подъем энергии, а процессы увядания рождают грустные мысли о быстротечности жизни и мимолетности всего происходящего.

Талантливые художники и поэты старались поймать это настроение и отразить его в своем творчестве. И я предлагаю вам сегодня посмотреть на то, как им удалось передать самые светлые и радостные моменты осени. Это моменты такой ласковой и нежной осени, которая радует нас в этом году, такой осени, которая зовет нас на прогулку и дарит желание жить.

Одним из художников, для кого осень была любимым временем года является Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927). Его дочь Наталья вспоминала: «Он говорил, что летом зелень настолько однообразна, как будто ее выкрасили одной зеленой краской, опрокинули на нее ведро с краской и все получилось одного цвета».
Поэтому у него много картин с изображением осени. Один из прекрасных осенних вечеров мы можем наблюдать в картине «Ока. Осень», написанной в окрестностях усадьбы художника на берегу любимой реки.

Василий Поленов. Ока. Осень. 1910-е. Холст на картоне, масло. 57 x 103. Государственная Третьяковская галерея
Василий Поленов. Ока. Осень. 1910-е. Холст на картоне, масло. 57 x 103. Государственная Третьяковская галерея

А поэтическую подборку откроет стихотворение Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966) и её «весенняя осень».

Анна Ахматова
Небывалая осень построила купол высокий…

Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней.
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось — сейчас забелеет прозрачный подснежник…
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
1922


Екатерина Федоровна Юнге (1843-1913)
, троюродная сестра Льва Толстого, выросла в творческой среде и мастерству училась у своего отца, вице-президента Императорской Академии художеств Фёдора Толстого. Больше известны её акварельные работы. Да и пейзаж «Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве», написанный маслом, полон воздушности и какой-то необыкновенной нежности, словно выполнен чистыми акварельными красками.

Екатерина Юнге. Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве. 1892. Холст, масло. 37,5 х 59. Государственная Третьяковская галерея
Екатерина Юнге. Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве. 1892. Холст, масло. 37,5 х 59. Государственная Третьяковская галерея

И глядя на такую красоту, так и хочется вслед за Ларисой Алексеевной Рубальской (р.1945) воскликнуть: «Сегодня осень в дверь мне позвонила»

Лариса Рубальская
Сегодня осень в дверь мне позвонила

Сегодня осень в дверь мне позвонила,
Стояла на ступеньках и ждала.
Я обомлела, когда Ей открыла,
Такой она волшебною была!
Копна волос красивых, ярко-рыжих,
Точёный нос, румяность алых губ,
И взгляд такой шальной от глаз бесстыжих,
Сплошная ласка, кто здесь будет груб?
Я ошарашено в дверях посторонилась,
Она прошла и прямо вслед за ней,
Такая красота вдруг ветром взвилась,
Что не было её милей, родней…
Мы пили чай вприкуску с листопадом,
Всплакнули вместе проливным дождём.
О, Осень — ты души моей отрада!
Богат душой, кто осенью рождён…
Когда она ушла, я очень долго
Смотрела в дверь, не смея дверь закрыть!
А с неба падал снег… На память только,
Рябины грусть и образ, что нельзя забыть.


Станислав Юлианович Жуковский (1873 -1944)
тоже относится к тем художникам, кто очень любил писать осенью. Художника называют «поэтом того, что видишь из окна». Поэтому неудивительно, что прекрасный осенний пейзаж в его исполнении мы будем смотреть через двери, ведущие на террасу. Работа «Терраса осенью» – одна из нескольких с похожим сюжетом, написана в усадьбе Островки. Несмотря на ощущение некоторой заброшенности, увядшие цветы и опавшие листья на скамейке и на полу, у меня эта картина вызывает только теплые радостные чувства.

Станислав Жуковский. Терраса осенью. 1910-е гг. Холст, масло. 111 х 107,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Терраса осенью. 1910-е гг. Холст, масло. 111 х 107,5. Частное собрание

И словно сойдя с пейзажа Жуковского, светло улыбается «Цветная осень» Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964).

Самуил Маршак
Цветная осень - вечер года...

Цветная осень – вечер года –
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.
Весь этот мир – как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.


У
Исаака Израилевича Бродского (1883-1939) осенний пейзаж «Опавшие листья» уже врывается через распахнутую дверь прямо на веранду. Интересно, что работа была начата в 1915 году, а завершена лишь через 14 лет, в 1929-м. Как много поменялось за эти годы. Но природа мало меняется, и осень каждый год неизменно приходит.

Исаак Бродский. Опавшие листья», 1915-1929. Холст, масло. 146 x 105. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Бродский. Опавшие листья», 1915-1929. Холст, масло. 146 x 105. Государственная Третьяковская галерея

А Иван Захарович Суриков (1841-1880) прямо приглашает осень зайти в распахнутую дверь «в гости».

Иван Суриков
Осень

Осень, осень.
В гости просим!
Осень, осень,
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.


Сергей Арсеньевич Виноградов (1870-1938)
, ученик Василия Поленова, перенял от мастера любовь к пленэрной живописи. Над картиной «В усадьбе осенью» он работал в Тульской губернии в усадьба Головинка, которая принадлежала Всеволоду Мамонтову. Красивый дворянский дом и парк можно встретить на многих полотнах художника. Сегодня мы любуемся им в осеннем наряде. Надо сказать, что картина была приобретена Павлом Третьяковым сразу на выставке Союза русских художников.

Сергей Виноградов. В усадьбе осенью. 1907. Холст, масло. 63 x 80,7. Государственная Третьяковская галерея
Сергей Виноградов. В усадьбе осенью. 1907. Холст, масло. 63 x 80,7. Государственная Третьяковская галерея

И такое же радостное и теплое, как солнечные лучи, освещающие стены усадебного дома, стихотворение Сергея Михайловича Соловьева (1885-1942), в котором он приветствует осень.

Сергей Соловьёв
Привет осени

Осень, здравствуй! Ты ли это,
Долгожданная, пришла?
В сердце льются волны света,
В сердце, как в вечернем море,
Улеглись прибои зла.
Режа длинными тенями
Злато бледное дубров,
Встали над пустыми днями
Очарованные зори
Зазвеневших вечеров.
Прикоснись к недавним ранам,
Поцелуем исцели!
Нежно-розовым туманом
Очаруй в померкшем круге
Холодеющей земли.
Голубой воды сверканье,
Зелень аира в пруду!
В этот холод и сиянье,
Как в объятия подруги,
Ранним утром упаду!


Из усадебного парка предлагаю вам прогуляться в лес и заглянуть на картину
Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Осень». «Царь леса», как называли художника современники, больше любил изображать на своих полотнах лето. Но есть у него и осенние пейзажи. Он любил природу во всех её проявлениях.

«Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!», – говорил художник.

Иван Иванович Шишкин. Осень. 1892. Холст, масло. 107 x 81. Государственный Русский музей
Иван Иванович Шишкин. Осень. 1892. Холст, масло. 107 x 81. Государственный Русский музей

А выдающийся мастер поэтического слова, Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), приглашает нас в свой осенний лес, «точно терем расписной».

Иван Бунин
Листопад (отрывок)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

1906


Продолжаем прогулку вглубь многоцветного осеннего леса вместе с художником-самоучкой
Остроуховым Ильей Семеновичем (1858-1929). Его «Золотая осень» написана в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Картина получилась очень теплой, радостной и даже праздничной. Так и хочется пошуршать этой золотой листвой. Главное, не спугнуть сорок, присевших на тропинку. Говорят, что добавить их на картину посоветовал друг художника Валентин Серов.

Илья Остроухов. Золотая осень. 1886. Холст, масло. 48,2 x 66,3. Государственная Третьяковская галерея
Илья Остроухов. Золотая осень. 1886. Холст, масло. 48,2 x 66,3. Государственная Третьяковская галерея

И такая же чудесно-сказочная «Золотая осень» у Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1966). Он, как сын известного художника и преподавателя, точно знает, какой живописной бывает осенняя природа.

Борис Пастернак
Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик березы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

1956


Если забрести в густую лесную чащу, то можно встретить такое
«Осеннее утро», как на картине художника-передвижника Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911). Его лирический пейзаж, возможно, и заставит немного погрустить и почувствовать себя одиноко, глядя на увядающую природу. Но молодая поросль среди старых деревьев и журчание лесного ручья напомнят нам, что жизнь продолжается.

Григорий Мясоедов. Осеннее утро. 1893. Холст, масло. 91 x 72. Государственная Третьяковская галерея
Григорий Мясоедов. Осеннее утро. 1893. Холст, масло. 91 x 72. Государственная Третьяковская галерея

Ну и позволим себе чуть взгрустнуть вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным (1799-1837). Ведь он вместе с нами «задумчиво бродя в глуши лесов» встретил это осеннее утро (в свои 17 лет).

Александр Пушкин
Осеннее утро

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено моё уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день –
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет её… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашёл чуть видимых следов,
Оставленных ногой её прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал её – и глас уединенный
Пустых долин позвал её в дали.
К ручью пришёл, мечтами привлечённый;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет её!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

1816


Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
любил осень во всём её многообразии. Он тонко чувствовал переменчивое осеннее настроение и отображал его в своих картинах. Надо сказать, что им было написано более сотни работ с изображением этого времени года. Есть очень известные, которые мы знаем с детства из школьных учебников. Но сегодня я хочу вам показать совсем небольшую картину, которая отличается и цветовой гаммой, и манерой письма. Художник писал её по памяти, не пользуясь зарисовками и в технике импрессионистов. Несмотря на то, что в картине нет большого количества теплого желтого цвета, «Осенний лес» получился одним из наиболее жизнерадостных осенних пейзажей Левитана.

Исаак Левитан. Осенний лес. 1886. Холст, масло. 17 x 29. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова
Исаак Левитан. Осенний лес. 1886. Холст, масло. 17 x 29. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

А у Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942) осень и вовсе «веселая».

Константин Бальмонт
Веселая осень

Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.


А мы выходим из леса, чтобы вдохнуть полной грудью осеннего воздуха, полюбоваться с пригорка на разноцветные одежды деревьев и
«Овраг осенью» кисти Андрея Николаевича Шильдера (1861 - 1919). Художник принадлежал к питерской школе пейзажистов, то есть выполнял работы не с натуры, а создавал произведение изначально в своем воображении. Но будучи учеником Шишкина, Андрей Шильдер особое внимание уделял реалистичности рисунка и правдоподобному изображению пейзажа. И надо сказать, у него это здорово получилось.

Андрей Шильдер. Овраг осенью. 1915. Холст, масло. 110 х 142. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Андрей Шильдер. Овраг осенью. 1915. Холст, масло. 110 х 142. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) и сам создавал прекрасные акварельные пейзажи, поэтому и поэзия у него наполнена красками и движением.

Максимилиан Волошин
Осенью

Рдяны краски,
Воздух чист;
Вьется в пляске
Красный лист, –
Это осень,
Далей просинь,
Гулы сосен,
Веток свист.
Ветер клонит
Ряд ракит,
Листья гонит
И вихрит
Вихрей рати,
И на скате
Перекати-
Поле мчит.
Воды мутит,
Гомит гам,
Рыщет, крутит
Здесь и там –
По нагорьям,
Плоскогорьям,
Лукоморьям
И морям.
Заверть пыли
Чрез поля
Вихри взвили,
Пепеля;
Чьи-то руки
Напружили,
Точно луки,
Тополя.
В море прянет –
Вир встает,
Воды стянет,
Загудёт,
Рвет на части
Лодок снасти,
Дышит в пасти
Пенных вод.
Ввысь, в червленый
Солнца диск –
Миллионы
Алых брызг!
Гребней взвивы,
Струй отливы,
Коней гривы,
Пены взвизг…
1907

Одним из символов красоты осенней природы являются красные гроздья рябины. У Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) нежный яркий кустик занимает центральное место в осеннем пейзаже «Рябинка». Из всех времен года художник отдавал предпочтение зиме, но и эта осенняя работа наполнена присущим ему жизнелюбием. Художнику удалось в работе соединить постимпрессионизм и реалистичность. Но главное, конечно, это впечатление, которое мы получаем от картины, те чувства, которые она вызывает.

Игорь Грабарь. Рябинка. 1915. Холст, масло. 50 х 73. Государственная Третьяковская галерея
Игорь Грабарь. Рябинка. 1915. Холст, масло. 50 х 73. Государственная Третьяковская галерея

А у Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941), родившейся в пору золотой осени, есть немало стихов, посвященных этой поре. Нашлось в них место и рябине.

Марина Цветаева
Красною кистью рябина зажглась

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
1916


А мы идем дальше и попадаем уже в
«Октябрь» Ефима Ефимовича Волкова (1844-1920). Современники называли художника «поэтом русской осени и русских туманов». Осенний пейзаж «Октябрь» написан в районе станции Сиверская под Петербургом. Здесь у живописца была собственная дача. Мы видим реку с отражением осеннего неба, одинокую фигуру и опавшие листья. Казалось бы, всё должно настраивать нас на печальный лад. Но нет. Солнышко играет в желтых листьях, превращая их в нежный золотой ковер. Да и вся картина наполнена воздухом и светом, а березки так хороши, что хочется обнять их и воскликнуть: «Жизнь ты прекрасна!».

Ефим Волков. Октябрь. 1883. Холст, масло. 38,2 x 55. Государственная Третьяковская галерея
Ефим Волков. Октябрь. 1883. Холст, масло. 38,2 x 55. Государственная Третьяковская галерея

Да, так бывает, что и листва вся облетела, и уже холодные ночи, но вдруг пригреет солнышко и снова тепло. Именно об этом написал Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998).

Валентин Берестов
Лес давно раздет. Его наряды...

Лес давно раздет. Его наряды
Тихо догорают на земле.
Деревца как будто и не рады,
Что опять купаются в тепле.
Запоздалым праздником осенним
Все они застигнуты врасплох
И глядят сквозь сон с недоуменьем
На листву, лежащую у ног.


Вот такой получилась у нас прогулка по осенним пейзажам наших замечательных художников. Надеюсь, вы получили немного позитивных эмоций, и теперь можно отправляться на улицу, чтобы увидеть, как прекрасна осень в этом году. А уж пошуршать опавшей листвой – это отдельное удовольствие…

Булат Окуджава
Осень ранняя

Осень ранняя. Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист – это мордочка лисья…
Вот земля, на которой живу.
Лисы ссорятся, лисы тоскуют,
лисы празднуют, плачут, поют,
а когда они трубки раскурят,
значит – дождички скоро польют.

По стволам пробегает горенье,
и стволы пропадают во рву.
Каждый ствол – это тело оленье…
Вот земля, на которой живу.
Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины…
Осторожней: топор под ногами!
А дороги назад сожжены!
…Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву…
Ничего не попишешь: природа!
Вот земля, на которой живу.

Если честно, я и сама не удержалась и записала в прошлом году стихотворение, посвященное осени:
Осень-художник
https://dzen.ru/a/Y1l4el_oUT5eRG0o

Буду рада вашим красивым осенним стихам в комментариях. Только, пожалуйста, указывайте авторов и названия.