Удивительная осень в этом году. Тёплая, солнечная, сухая. И необыкновенно красивая. Вот в такую осень и начинаешь понимать, почему все художники-пейзажисты так любят это время года. Да и среди поэтов сложно найти того, кто не посвятил осени хотя бы одно стихотворение. Все творческие люди чувствуют притягательность этого времени года.
Как писал Антон Павлович Чехов: «Пахнет осенью. А я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое. Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями»
Считается, что осень – это время созерцания, время размышлений. Она вызывает противоречивые чувства: буйство и разнообразие красок природы пробуждают в душе радость и подъем энергии, а процессы увядания рождают грустные мысли о быстротечности жизни и мимолетности всего происходящего.
Талантливые художники и поэты старались поймать это настроение и отразить его в своем творчестве. И я предлагаю вам сегодня посмотреть на то, как им удалось передать самые светлые и радостные моменты осени. Это моменты такой ласковой и нежной осени, которая радует нас в этом году, такой осени, которая зовет нас на прогулку и дарит желание жить.
Одним из художников, для кого осень была любимым временем года является Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927). Его дочь Наталья вспоминала: «Он говорил, что летом зелень настолько однообразна, как будто ее выкрасили одной зеленой краской, опрокинули на нее ведро с краской и все получилось одного цвета».
Поэтому у него много картин с изображением осени. Один из прекрасных осенних вечеров мы можем наблюдать в картине «Ока. Осень», написанной в окрестностях усадьбы художника на берегу любимой реки.
А поэтическую подборку откроет стихотворение Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966) и её «весенняя осень».
Анна Ахматова
Небывалая осень построила купол высокий…
Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней.
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось — сейчас забелеет прозрачный подснежник…
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.
1922
Екатерина Федоровна Юнге (1843-1913), троюродная сестра Льва Толстого, выросла в творческой среде и мастерству училась у своего отца, вице-президента Императорской Академии художеств Фёдора Толстого. Больше известны её акварельные работы. Да и пейзаж «Осенний день в саду Лефортовского дворца в Москве», написанный маслом, полон воздушности и какой-то необыкновенной нежности, словно выполнен чистыми акварельными красками.
И глядя на такую красоту, так и хочется вслед за Ларисой Алексеевной Рубальской (р.1945) воскликнуть: «Сегодня осень в дверь мне позвонила»
Лариса Рубальская
Сегодня осень в дверь мне позвонила
Сегодня осень в дверь мне позвонила,
Стояла на ступеньках и ждала.
Я обомлела, когда Ей открыла,
Такой она волшебною была!
Копна волос красивых, ярко-рыжих,
Точёный нос, румяность алых губ,
И взгляд такой шальной от глаз бесстыжих,
Сплошная ласка, кто здесь будет груб?
Я ошарашено в дверях посторонилась,
Она прошла и прямо вслед за ней,
Такая красота вдруг ветром взвилась,
Что не было её милей, родней…
Мы пили чай вприкуску с листопадом,
Всплакнули вместе проливным дождём.
О, Осень — ты души моей отрада!
Богат душой, кто осенью рождён…
Когда она ушла, я очень долго
Смотрела в дверь, не смея дверь закрыть!
А с неба падал снег… На память только,
Рябины грусть и образ, что нельзя забыть.
Станислав Юлианович Жуковский (1873 -1944) тоже относится к тем художникам, кто очень любил писать осенью. Художника называют «поэтом того, что видишь из окна». Поэтому неудивительно, что прекрасный осенний пейзаж в его исполнении мы будем смотреть через двери, ведущие на террасу. Работа «Терраса осенью» – одна из нескольких с похожим сюжетом, написана в усадьбе Островки. Несмотря на ощущение некоторой заброшенности, увядшие цветы и опавшие листья на скамейке и на полу, у меня эта картина вызывает только теплые радостные чувства.
И словно сойдя с пейзажа Жуковского, светло улыбается «Цветная осень» Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964).
Самуил Маршак
Цветная осень - вечер года...
Цветная осень – вечер года –
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.
Весь этот мир – как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.
У Исаака Израилевича Бродского (1883-1939) осенний пейзаж «Опавшие листья» уже врывается через распахнутую дверь прямо на веранду. Интересно, что работа была начата в 1915 году, а завершена лишь через 14 лет, в 1929-м. Как много поменялось за эти годы. Но природа мало меняется, и осень каждый год неизменно приходит.
А Иван Захарович Суриков (1841-1880) прямо приглашает осень зайти в распахнутую дверь «в гости».
Иван Суриков
Осень
Осень, осень.
В гости просим!
Осень, осень,
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
Сергей Арсеньевич Виноградов (1870-1938), ученик Василия Поленова, перенял от мастера любовь к пленэрной живописи. Над картиной «В усадьбе осенью» он работал в Тульской губернии в усадьба Головинка, которая принадлежала Всеволоду Мамонтову. Красивый дворянский дом и парк можно встретить на многих полотнах художника. Сегодня мы любуемся им в осеннем наряде. Надо сказать, что картина была приобретена Павлом Третьяковым сразу на выставке Союза русских художников.
И такое же радостное и теплое, как солнечные лучи, освещающие стены усадебного дома, стихотворение Сергея Михайловича Соловьева (1885-1942), в котором он приветствует осень.
Сергей Соловьёв
Привет осени
Осень, здравствуй! Ты ли это,
Долгожданная, пришла?
В сердце льются волны света,
В сердце, как в вечернем море,
Улеглись прибои зла.
Режа длинными тенями
Злато бледное дубров,
Встали над пустыми днями
Очарованные зори
Зазвеневших вечеров.
Прикоснись к недавним ранам,
Поцелуем исцели!
Нежно-розовым туманом
Очаруй в померкшем круге
Холодеющей земли.
Голубой воды сверканье,
Зелень аира в пруду!
В этот холод и сиянье,
Как в объятия подруги,
Ранним утром упаду!
Из усадебного парка предлагаю вам прогуляться в лес и заглянуть на картину Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Осень». «Царь леса», как называли художника современники, больше любил изображать на своих полотнах лето. Но есть у него и осенние пейзажи. Он любил природу во всех её проявлениях.
«Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!», – говорил художник.
А выдающийся мастер поэтического слова, Иван Алексеевич Бунин (1870-1953), приглашает нас в свой осенний лес, «точно терем расписной».
Иван Бунин
Листопад (отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
…
1906
Продолжаем прогулку вглубь многоцветного осеннего леса вместе с художником-самоучкой Остроуховым Ильей Семеновичем (1858-1929). Его «Золотая осень» написана в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Картина получилась очень теплой, радостной и даже праздничной. Так и хочется пошуршать этой золотой листвой. Главное, не спугнуть сорок, присевших на тропинку. Говорят, что добавить их на картину посоветовал друг художника Валентин Серов.
И такая же чудесно-сказочная «Золотая осень» у Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1966). Он, как сын известного художника и преподавателя, точно знает, какой живописной бывает осенняя природа.
Борис Пастернак
Золотая осень
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик березы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
1956
Если забрести в густую лесную чащу, то можно встретить такое «Осеннее утро», как на картине художника-передвижника Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911). Его лирический пейзаж, возможно, и заставит немного погрустить и почувствовать себя одиноко, глядя на увядающую природу. Но молодая поросль среди старых деревьев и журчание лесного ручья напомнят нам, что жизнь продолжается.
Ну и позволим себе чуть взгрустнуть вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным (1799-1837). Ведь он вместе с нами «задумчиво бродя в глуши лесов» встретил это осеннее утро (в свои 17 лет).
Александр Пушкин
Осеннее утро
Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено моё уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день –
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет её… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашёл чуть видимых следов,
Оставленных ногой её прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал её – и глас уединенный
Пустых долин позвал её в дали.
К ручью пришёл, мечтами привлечённый;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет её!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!
1816
Исаак Ильич Левитан (1860-1900) любил осень во всём её многообразии. Он тонко чувствовал переменчивое осеннее настроение и отображал его в своих картинах. Надо сказать, что им было написано более сотни работ с изображением этого времени года. Есть очень известные, которые мы знаем с детства из школьных учебников. Но сегодня я хочу вам показать совсем небольшую картину, которая отличается и цветовой гаммой, и манерой письма. Художник писал её по памяти, не пользуясь зарисовками и в технике импрессионистов. Несмотря на то, что в картине нет большого количества теплого желтого цвета, «Осенний лес» получился одним из наиболее жизнерадостных осенних пейзажей Левитана.
А у Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942) осень и вовсе «веселая».
Константин Бальмонт
Веселая осень
Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну.
А мы выходим из леса, чтобы вдохнуть полной грудью осеннего воздуха, полюбоваться с пригорка на разноцветные одежды деревьев и «Овраг осенью» кисти Андрея Николаевича Шильдера (1861 - 1919). Художник принадлежал к питерской школе пейзажистов, то есть выполнял работы не с натуры, а создавал произведение изначально в своем воображении. Но будучи учеником Шишкина, Андрей Шильдер особое внимание уделял реалистичности рисунка и правдоподобному изображению пейзажа. И надо сказать, у него это здорово получилось.
Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) и сам создавал прекрасные акварельные пейзажи, поэтому и поэзия у него наполнена красками и движением.
Максимилиан Волошин
Осенью
Рдяны краски,
Воздух чист;
Вьется в пляске
Красный лист, –
Это осень,
Далей просинь,
Гулы сосен,
Веток свист.
Ветер клонит
Ряд ракит,
Листья гонит
И вихрит
Вихрей рати,
И на скате
Перекати-
Поле мчит.
Воды мутит,
Гомит гам,
Рыщет, крутит
Здесь и там –
По нагорьям,
Плоскогорьям,
Лукоморьям
И морям.
Заверть пыли
Чрез поля
Вихри взвили,
Пепеля;
Чьи-то руки
Напружили,
Точно луки,
Тополя.
В море прянет –
Вир встает,
Воды стянет,
Загудёт,
Рвет на части
Лодок снасти,
Дышит в пасти
Пенных вод.
Ввысь, в червленый
Солнца диск –
Миллионы
Алых брызг!
Гребней взвивы,
Струй отливы,
Коней гривы,
Пены взвизг…
1907
Одним из символов красоты осенней природы являются красные гроздья рябины. У Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960) нежный яркий кустик занимает центральное место в осеннем пейзаже «Рябинка». Из всех времен года художник отдавал предпочтение зиме, но и эта осенняя работа наполнена присущим ему жизнелюбием. Художнику удалось в работе соединить постимпрессионизм и реалистичность. Но главное, конечно, это впечатление, которое мы получаем от картины, те чувства, которые она вызывает.
А у Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941), родившейся в пору золотой осени, есть немало стихов, посвященных этой поре. Нашлось в них место и рябине.
Марина Цветаева
Красною кистью рябина зажглась
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
1916
А мы идем дальше и попадаем уже в «Октябрь» Ефима Ефимовича Волкова (1844-1920). Современники называли художника «поэтом русской осени и русских туманов». Осенний пейзаж «Октябрь» написан в районе станции Сиверская под Петербургом. Здесь у живописца была собственная дача. Мы видим реку с отражением осеннего неба, одинокую фигуру и опавшие листья. Казалось бы, всё должно настраивать нас на печальный лад. Но нет. Солнышко играет в желтых листьях, превращая их в нежный золотой ковер. Да и вся картина наполнена воздухом и светом, а березки так хороши, что хочется обнять их и воскликнуть: «Жизнь ты прекрасна!».
Да, так бывает, что и листва вся облетела, и уже холодные ночи, но вдруг пригреет солнышко и снова тепло. Именно об этом написал Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998).
Валентин Берестов
Лес давно раздет. Его наряды...
Лес давно раздет. Его наряды
Тихо догорают на земле.
Деревца как будто и не рады,
Что опять купаются в тепле.
Запоздалым праздником осенним
Все они застигнуты врасплох
И глядят сквозь сон с недоуменьем
На листву, лежащую у ног.
Вот такой получилась у нас прогулка по осенним пейзажам наших замечательных художников. Надеюсь, вы получили немного позитивных эмоций, и теперь можно отправляться на улицу, чтобы увидеть, как прекрасна осень в этом году. А уж пошуршать опавшей листвой – это отдельное удовольствие…
Булат Окуджава
Осень ранняя
Осень ранняя. Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист – это мордочка лисья…
Вот земля, на которой живу.
Лисы ссорятся, лисы тоскуют,
лисы празднуют, плачут, поют,
а когда они трубки раскурят,
значит – дождички скоро польют.
По стволам пробегает горенье,
и стволы пропадают во рву.
Каждый ствол – это тело оленье…
Вот земля, на которой живу.
Красный дуб с голубыми рогами
ждет соперника из тишины…
Осторожней: топор под ногами!
А дороги назад сожжены!
…Но в лесу, у соснового входа,
кто-то верит в него наяву…
Ничего не попишешь: природа!
Вот земля, на которой живу.
Если честно, я и сама не удержалась и записала в прошлом году стихотворение, посвященное осени:
Осень-художник
https://dzen.ru/a/Y1l4el_oUT5eRG0o
Буду рада вашим красивым осенним стихам в комментариях. Только, пожалуйста, указывайте авторов и названия.