Многие считают, что юристы — это люди, которые специально пишут сложно и непонятно. А ещё люди, которых хлебом не корми — дай что-нибудь поправить в договоре. Возможно, отчасти поэтому в нашей стране в целом принято обращаться за юридической поддержкой, только когда ты уже попал в неприятную ситуацию. Бизнес не исключение. Среди компаний распространены пренебрежительное отношение к рискам и надежда на авось. Но в бизнесе не стоит полагаться на удачу, гораздо безопаснее обратиться к юристу на этапе составления договора, а не иска. Каким должен быть договор, чтобы помогать бизнесу? Какие задачи решать? Разбираемся вместе с Вячеславом Лосевым, юристом, управляющим партнёром компании «Лосев и партнёры».
Что такое хороший договор и какие задачи бизнеса он решает
Прежде всего, убеждён Вячеслав, хороший договор — это не тот, что вы нашли в Сети, подписали для галочки, подшили в папку и убрали в офисный шкаф. А тот, кто опирается именно на ваши бизнес-процессы, описывает ваше взаимодействие с покупателем, поставщиком или иным контрагентом.
Договор подобен часовому механизму. Убери любую шестерёнку — всё нарушится. Убери букву, предлог, слово — смысл изменится, один пункт станет противоречить другому. В ситуации спора ни одна из сторон не сможет ни на что сослаться, мы не сможем понять, кто прав.
Во-вторых, договор должен быть понятным.
В ходе беседы с Вячеславом я насчитала четыре причины, почему бизнесу выгодно заключать именно такие договоры.
1. Формулировки договора не должны создавать пространства для конфликта. Если нужно додумывать, «что хотел сказать автор», значит, каждый будет додумывать по-своему, в свою пользу. Когда между сторонами заключён продуманный и понятный договор, претензии возникают крайне редко.
2. Понятный договор — ваше конкурентное преимущество. В случае выбора между поставщиками товаров или услуг понятный договор может стать весомым аргументом в пользу решения сотрудничать с вами. Когда в договоре всё просто и последовательно, вы можете быть уверены: вас поняли правильно. И после проделанной работы вы не услышите: это совсем не то, чего мы ожидали.
При отсутствии чётких договорённостей клиент будет ожидать, что он заплатит 100 ₽ — и ему сделают весь объём услуг — всё, что потребуется для достижения поставленной цели. Исполнитель же будет исходить из другого: за эти 100 ₽ он сделает работу, минимально необходимую для достижения поставленной цели, а в случае отклонения от «нормы» попросит клиента оплатить дополнительные услуги. В процессе клиент чувствует, что ему что-то недодают, начинает требовать своё. Исполнитель же уверен, что и так выложился на 100% и не готов работать больше забесплатно. Возникает недовольство — и конфликт.
3. Качественный договор опишет, как должны взаимодействовать стороны на каждом из этапов сотрудничества и как им действовать в случае отклонения от «нормы». При его составлении вам, вероятно, придётся ответить на вопросы, которые вы сами себе не задавали. А также подумать, как вы будете действовать в нестандартных ситуациях, которые чаще всего приводят к конфликтам исходя из опыта юриста и судебной практики. Возможно, процессы, описанные в договоре, станут этапом стандартизации вашей деятельности.
4. Любое сотрудничество — это риск, и ни одна бумажка никогда не защитит вас от нарушений условий сделки на 100%. Но договор даёт возможность описать разнообразие ситуаций, которые могут произойти, и зафиксировать план действий. Так обе стороны будут понимать, в каких случаях их ждёт ответственность и какая. Это, в свою очередь, будет мотивировать их к добросовестному исполнению обязательств.
В-третьих, договор должен быть выгоден всем участникам сделки.
Никакого каннибализма. В моём понимании сожрать клиента — это неправильный бизнес. Кто-то поспорит, скажет, что в бизнесе надо продавливать контрагентов на самые выгодные условия. У любого «продавливать» есть пределы. Польза должна быть для всех.
Касательно ситуаций, когда контрагент заявляет, что будет работать только по условиям своего стандартного договора, нужно взвешивать риски сотрудничества. Позиция «согласно правилам нашей компании, нельзя менять условия договора» — всего лишь манипуляция с целью сэкономить время, силы и остаться при своём.
Если компании хотят сотрудничать долго, успешно и счастливо, то должны быть довольны обе стороны. А не так, что одна получила договор, который ей удобен, а другая напрягла всё, что можно напрячь, и рванула в сотрудничество, надеясь, что пронесёт. Может не пронести — это во-первых, а во-вторых, сотрудничать лучше в состоянии комфорта, а не напряжения.
В-четвёртых, составлять договоры должны специалисты.
У опытного юриста в голове сотни законов, актов, примеров, тысячи часов практики. Как клиент вы рисуете картинку: хочу, чтобы работало вот так, — а на выходе получаете документ, который, по словам Вячеслава, напоминает собранный кубик Рубика:
Ты складываешь свои знания и опыт с пожеланиями клиента, учитываешь требования его контрагента, особенности рынка, пока не получится ровная, складная, красивая, собранная головоломка.
Для юриста клиент не всегда прав именно потому, что не знает всех нюансов. У него нет такой задачи, его задача — вести бизнес.
Бывает, клиент говорит: нам нужен договор об оказании вот таких услуг. Начинаешь задавать вопросы: что за сделка? что продают? Может выясниться, что нужен не договор на оказание услуг, как утверждал клиент, а например, агентский или лицензионный договор. Если я буду слушать клиента и делать, как он мне скажет, то я сделаю не то, что ему на самом деле нужно. Поэтому моя задача — остановить клиента в его размышлении о том, как правильно достичь цели, и вернуть его к тому, какова цель. Где он сейчас, где хочет оказаться? И придумать, как мы наиболее безопасным способом можем оказаться у этой цели с юридической точки зрения. И пути могут быть разными.
Итак, хороший договор способен сэкономить время, деньги, силы и нервы, описать рабочие процессы так, чтобы их было удобно реализовывать, а потенциальным клиентам — выбрать вас. Качественный договор, составленный до сделки, может открыть глаза на суровую реальность и уберечь вас от краха иллюзий заранее, а не когда будет слишком поздно.
Деятельность компании не ограничивается составлением договоров. Сегодня «Лосев и партнёры» могут сделать почти всё, что входит в юридическое сопровождение бизнеса. В компании есть группа партнёров, которые работают с постоянными клиентами, а также партнёры, которых Вячеслав привлекает на решение разовых, новых или специфических задач, требующих уникальной экспертности. Кроме того, Вячеслав всегда рад порекомендовать юриста или иного специалиста, который поможет в любой жизненной ситуации.