Читать - не такое уж легкое занятие.
Оказывается,читать надо еще уметь. Казалось бы, чего сложного : складывай буковки в слова, понимай смысл слов, авторскую задумку , сопереживай героям, живи чужую жизнь.
С первым ( буковки в слова ) все обстоит более ли менее неплохо. (Не буду брать в расчет тех своих учеников, кто к 8-11 классу читает по слогам, эти слоги изрядно путая и переставляя местами - это все же редкие клинические случаи. )
Со вторым ( понять , что обозначает собранное из буковок слово) - уже бывают засады. Особенно если дело касается произведения из классики : когда в жизнь врываются архаизмы и историзмы , термины философские и социальные и т.п. (опять же клинические случаи, когда люди не понимают смысл простых часто употребляемых слов - не берем. Оставим "порошу" и "прогрессивный" на их совести")- но все же тут в общем и целом тоже все неплохо.Подумаешь , половина слов остаются не узнанными. Дырками в сюжете. " Камер-юнкер промчался на дрожках по насту " - превращается в "Кто-то промчался на чем-то по чему-то" . И если текст века из 11-20го, то таких "белых пятен" на каждой странице остается невообразимое количество. Но ... за сюжетом все же следить удается.
А вот начиная с авторской задумки, возникают сложности. Что герои сделали или сказали то-то и то-то, что автор использовал большой пейзажный эпизод , мы прочитали и поняли, но ...не поняли - а зачем? Поэтому пейзаж вообще без зазрений совести пропустили, а из поступков и слов героев уловили только фактическую сторону: сделано -и сделано, сказано - и сказано. И понеслись дальше. Книгу дочитали ( если вытянули это долгое нудное дело) - а про что она , зачем- в общем-то не поняли. И уже даже на практическом уровне - получить хорошую оценку за экзамене русского - начинаются трудности : не определил или не так определил проблемы текста, выбрал не те отрывки в подтверждение, не смог соединить логически собственные примеры и пр - и вот уже ОГЭ/ЕГЭ не сданы или сданы слабее, чем мог бы и чем хотелось бы...
Читать и понимать - это огромный труд СОдействия с автором, СОпереживания с героями, СОвовлечения во время и обстоятельства действия. Это такой процесс, который развивает те области мозга ,отвечающие за абстрактное мышление, фантазию, которые не развивает больше ни один вид деятельности человека. И грустно смотреть на моих любимых учеников, которые не умеют этого, не учатся. Которые плавно скользят по поверхности праздного и облегченного жизнепроживания. Грустно видеть ,как человек сам у себя крадет!
Поэтому бросаю кидать слова на ветер, ставлю точку и ...иду читать) Хороших всем времен!