Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников средней группы детского сада; конспекты представлены на канале ОбРаз последовательно.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 12.
Задачи:
Закреплять представление о (об):
· цифрах как условных знаках, обозначающих числа (уровень узнавания) – «1,2,3,4,5»;
Продолжать развивать умение:
· сосчитывать группу предметов количественным счетом (1,2,3,4,5)
· устанавливать отношения между группами предметов опосредованно (через число, полученное в результате счета).
Закреплять умение:
· различать и называть геометрические фигуры: конус, шар, куб, цилиндр.
Воспитывать:
· культуру познания, интеллектуальные чувства;
· чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: «Чудесный мешочек» с геометрическими фигурами: конус, шар, куб, цилиндр; изображения ёлок на магнитной основе (5 шт.); цифры «1», «2», «3», «4», «5».
Раздаточный материал: счётный материал (ёлочки) по 5-7 шт., карточка с изображением 2-4 (с целью дифференциации задания) кругов, в которых написана цифра от «1» до «5»; цифры «1», «2», «3», «4», «5»,
наглядное пособие
Ход занятия.
1. – Ребята, уже совсем скоро будет самый весёлый праздник - Новый год. Вы уже готовитесь к новогоднему утреннику, а в магазинах начали продавать ёлочные украшения и ёлочки.
- В наш магазин тоже поступили ёлки.
На доску выставляется пять изображений ёлок.
- Давайте сосчитаем, сколько ёлок сейчас в магазине.
Один из ребят у доски считает ёлки («Одна ёлка, две, три, четыре, пять. Всего пять ёлок»), выбирает из набора цифру, необходимую для обозначения числа, выставляет на доску.
- Кто хочет купить такую красивую ёлочку?
Воспитатель называет имя первого отозвавшегося ребёнка.
- Настя, выбирайте, пожалуйста, ёлочку.
Ребёнок снимает с доски одну из ёлок; воспитатель сообщает «покупателю», что работники магазина сами доставят ёлку домой.
- Сколько ёлочек ты купила? (одну). Сосчитай, сколько ёлок осталось в магазине.
Ребёнок у доски считает ёлки («Одна ёлка, две, три, четыре. Всего четыре ёлки»), выбирает из набора цифру, необходимую для обозначения числа., выставляет на доску.
- Пришла заведующая детским садом и купила в детский сад две ёлки.
Воспитатель снимает с доски две ёлки.
- Посчитайте, сколько ёлок осталось в магазине.
Дети считают на местах («Осталось две ёлки»).
2. – В магазин привезли ещё много маленьких ёлочек.
На столе у ребят находится раздаточный материал: маленькие ёлочки и «прилавки» с изображением кругов с цифрой.
- Вы получили ёлочки? Расставьте ёлочки на круги. На каждый круг поставьте столько ёлочек, сколько указывает цифра на круге.
Карточки с изображением количества «прилавков» и цифр могут быть подготовлены дифференцировано с учётом уровня усвоения детьми материала.
Дети выполняют задание; воспитатель проводит индивидуальную работу, задаёт индивидуальные вопросы о количестве, об отношении между группами предметов («На каком прилавке больше ёлок? Почему ты так думаешь? Потому, что здесь три ёлки, а здесь – пять; число пять больше, чем три»).
- Возьмите одну из ёлочек. Рассмотрите её и скажите: на какую геометрическую фигуру она похожа? (на конус).
Дети складывают раздаточный материал.
3. – В игровом уголке я спрятала несколько геометрических фигур тёмно-синего цвета.
Воспитатель предлагает четырём детям найти геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр, конус. Дети находят и приносят фигуры воспитателю, называю их.
- Приглашаю всех поиграть с этими фигурами.
Дети выходят на середину комнаты, становятся в круг. Дети, нашедшие фигуры, становятся с ними в общий круг. На слова «Все фигуры побежали, дети их передавали» дети передают фигуры друг другу по кругу. На слово «Стоп» передача фигур прекращается. Дети, в руках которых оказались фигуры, называют их. Игра повторяется несколько раз.
Фигуры складываются в «Чудесный мешочек».
4. Физминутка, предложенная детьми или воспитателем.
5. Дети садятся за столы. Перед ними наглядный материал с изображением ёлочек-конусов.
- Посмотрите, какие ёлки выросли в волшебном лесу. На какую геометрическую фигуру похожа форма ёлок? (на конус).
- Выросли ёлки группками. Одни выросли на волнистой линии. Другие... на какой линии? (на прямой линии). На каких ещё геометрических фигурах выросли ёлочки? (на круге и на ромбе).
- Дед Мороз хочет узнать, где выросло больше ёлочек, где меньше, или ёлочек во всех группах поровну. Поможем Деду Морозу? Что надо сделать, чтобы узнать, где больше, где меньше ёлочек? (посчитать ёлочки и сравнить числа).
- Посчитайте и выложите нужную цифру в окошечке: например, количество ёлочек, растущих на ромбе – в окошко под ромбом, и так далее.
Воспитатель указывает на окошки на демонстрационном варианте.
Дети выполняют задание. Индивидуальная помощь.
- Где больше ёлок: на круге или на ромбе? (На круге).
- Где больше ёлок: на прямой линии или на волнистой? (на волнистой).
- Где меньше ёлок: на прямой линии или на ромбе? (на прямой линии).
При необходимости сравниваются числа, обозначающие количество ёлок.
- Где больше ёлок: на круге или на волнистой линии? (Их поровну). По сколько? (по пять).
- Где больше всего ёлок? (на круге и на волнистой линии).
- Где меньше всего ёлок? Сколько их?
- Молодцы! Вы настоящие помощники Деда Мороза. Он обязательно скоро придёт к вам с подарками.
- Какое задание вам показалось самым трудным? Самым лёгким? Самым интересным?