Нефтепродукты являются опасным грузом, поэтому устройство цистерн должно соответствовать требованиям международных и российских правил.
Емкости для светлых сортов топлива конструктивно отличаются от битумовозов. Чтобы правильно организовать перевозку опасных грузов, необходимо понимать устройство цистерн и вспомогательного оборудования.
Основные требования к безопасности при транспортировке опасных грузов записаны в ДОПОГ — европейском соглашении, к которому присоединилась Россия. В соответствии с правилами нефтепродукты делятся на классы опасности и группы упаковки:
- 3 класс, ГУ II — легковоспламеняющиеся виды топлива: бензин, дизель;
- 3 класс, ГУ III — смеси вязких и светлых продуктов, горючее с температурой вспышки больше +60 градусов по Цельсию;
- 9 класс — битум, гудрон, перевозимые разогретыми до и выше +100 градусов по Цельсию.
Устройство автомобильных цистерн
Цистерна состоит из следующих элементов:
- корпуса с горловинами сверху;
- сливных трубопроводов снизу.
В России поверхность корпуса красится оранжевым цветом, наносится заметная надпись: «ОГНЕОПАСНО».
Горловины оборудуются различными присоединительными узлами и закрываются люками, через которые осуществляются следующие процедуры:
- наливаются нефтепродукты;
- отбираются пробы;
- проводится внутренний осмотр при проверках емкостей.
По горловинам получится просчитать количество независимых секций внутри цистерны. Для безопасного подъема на бочку прикрепляются лестница и мостики с ограждениями.
Трубопроводы собираются в едином месте — закрытом металлическом шкафу с дверцами. Если выходы соединяются в одну трубу, значит, в секции допускается заливать только один и тот же продукт.
Заливка груза в цистерну происходит сверху или снизу. Нижний налив используется для легковоспламеняющихся жидкостей, поскольку при наливе не происходит вспенивание и присутствует слегка повышенное давление. Загрузка производится с помощью специального оборудования в пункте отправки. Сливается содержимое самотеком или насосом, установленным на шасси грузовика.
Многие цистерны имеют теплоизоляцию, закрытую снаружи обшивкой. Такая конструкция актуальна для цистерн с подогревом при перевозке темных нефтепродуктов: мазута, битума, гудрона. Нагревание происходит паром от отдельной установки или выхлопными газами. Вместо выходного патрубка иногда оборудуется разбрызгивающее устройство для полива дороги гудроном.
Цистерны с кодами A, B, C, D — в чем отличие
Для жидкостей с разной степенью опасности в ДОПОГ указывается 3 уровня защиты от потери груза при повреждениях снизу:
- 2 последовательно установленных затвора, код A;
- 3 последовательно установленных затвора, код B;
- запрет нижнего слива — вообще нет нижних трубопроводов, коды C и D.
Каждый трубопровод заканчивается затвором или краном, к которому крепится патрубок из пластичного материала с запирающим устройством в виде глухой пробки или фланца.
Пластичный патрубок нужен, чтобы при ударе по самой выступающей части основной трубопровод остался целым. Для изготовления патрубков и арматуры применяются материалы и покрытия, не образующие искр при ударе.
Такая схема является системой с двумя последовательно установленными запорными устройствами. По ДОПОГ цистерны с двумя затворами кодируются буквой A.
Двух затворов иногда бывает мало. Трубопровод остается заполненным жидкостью, поэтому при повреждении снизу есть риск, что жидкость начнет активно вытекать без возможности остановки утечки. Поэтому цистерны с кодом A применяются только для перевозки обычного и нефтяного битума, то есть разведенного в светлом нефтепродукте. Такая жидкость горит и не взрывается: количество паров не такое большое, как при перевозке чистого бензина или дизельного топлива.
При перевозке светлых нефтепродуктов цистерна с кодом B должна быть оснащена тремя затворами. Первое запирающее устройство, или донный клапан, ставят на выходе из емкости: так труба остается недоступной для жидкости и груз из емкости не теряется при повреждении трубопровода. Управляется затвор тягами или тросами дистанционно, причем повреждение привода не должно приводить к открытию клапана.
Для самых агрессивных жидкостей используются цистерны, у которых нет нижнего слива: в жидкость сверху погружают всасывающую часть насоса и забирают продукт. Подобный груз разъедает запорные устройства по ходу слива, в результате цистерна выходит из строя и представляет опасность при транспортировке. Поэтому цистерны с кодами C и D не оснащаются выходными трубопроводами.
Компания ADRIATA перевозит нефтепродукты и другие опасные грузы автоцистернами по РФ и зарубежью с 2014 года. Чтобы заказать перевозку опасных грузов или получить консультацию, звоните: 8 (800) 775–85–62, оставляйте сообщение на сайте: ADRIATA.RU.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Впереди много полезной информации!