2 февраля 1943 г. отгремели последние залпы Сталинградской битвы, но война на Волге не была закончена. Река продолжала играть огромную роль в обеспечении тыла и фронта боеприпасами, горючим, сырьем и продовольствием. Поэтому гитлеровское командование, готовя летнее наступление в районе Курска и Орла, в числе важнейших мероприятий планировало сорвать навигацию 1943 г. на Волге.
Советское Верховное Главнокомандование своевременно вскрыло замыслы врага и, учитывая опыт Сталинградской битвы, приняло все меры к тому, чтобы волжская коммуникация была надежно защищена от врага. Для прикрытия реки от воздушных атак были созданы специальные силы: организована сеть аэродромов с истребительной авиацией, по всему побережью расположены зенитные батареи, все суда пароходства вооружены зенитными средствами, создана оперативная группа ПВО. На побережье Волги было установлено 15 батарей, по реке курсировали 20 катеров ПВО и 55 кораблей Волжской военной флотилии, которые конвоировали караваны с нефтепродуктами, войсками и вооружением. 200 тральщиков флотилии очищали Волгу от мин.
Система наблюдения за воздухом и водой на Нижней Волге состояла из 790 постов, не считая бакенщиков. С мая 1943 г. командующим Волжской военной флотилией был назначен контр-адмирал Ю. А. Пантелеев.
Народный комиссар Военно-Морского Флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов обратился к морякам Волжской военной флотилии с письмом, в котором было сказано:
«Великое сражение под Сталинградом закончилось. Славные моряки Волжской военной флотилии вместе с Красной Армией бесстрашно, мужественно и стойко сражались с немецкими полчищами и с честью выполнили возложенные на них задачи... Теперь, когда враг отброшен от Волги на сотни километров, перед моряками Волжской военной флотилии не менее важная задача – обеспечить безопасность движения караванов судов с ценнейшими грузами топлива, сырья, оружия и продовольствия для фронта».
28 апреля 1943 г. немецко-фашистская авиация начала минирование Волги и в течение мая-июня на участке от Замьяна до Золотого сбросила в реку 409 мин. Кроме того, от минных постановок врага в 1942 г. в Волге еще оставалась 131 мина. Таким образом, всего в Волге было 540 вражеских мин.
Появились первые, хотя и редкие, случаи подрыва судов на минах. Казалось бы, судоходство должно было прекратиться по всей Нижней Волге. Однако этого не произошло благодаря принятым мерам. Тральщики Волжской военной флотилии своевременно делали проходы в минных полях, и речные суда продолжали движение. Непосредственного нападения вражеской авиации на суда практически не было, редкие попытки заканчивались для противника неудачно.
Хорошо поставленная служба наблюдения за воздухом и водой позволяла обнаруживать все сброшенные противником мины, а это уже наполовину решало успех борьбы с минной опасностью.
План перевозок нефтепродуктов и других грузов по Волге продолжал выполняться. За навигацию 1943 г. было перевезено 6 млн тонн только нефтепродуктов. При этом потери речного флота составляли лишь 20 судов из 8 тысяч, прошедших по Волге. Из 540 вражеских мин 331 вытралена, подорвана и нейтрализована и 12 разрушено.
К концу июля 1943 г. полеты вражеской авиации над Волгой прекратились, и корабли Волжской военной флотилии с сентября 1943 г. стали уходить на другие театры военных действий. Тем не менее, контрольные траления фарватеров Волги продолжались и в 1944 г., после чего и тральные силы Волжской военной флотилии, и сама флотилия были расформированы, а катера-тральщики отправлены на другие реки и озера, где вошли в состав различных флотов и флотилий.
Так окончилась героическая история Волги годы Великой Отечественной войны. С победного 1945 г. началась ее трудовая слава, такая же яркая и полновесная, какой была и в годы войны.
Неумолимо бежит вперед время. Много за этот период утекло воды в Волге. На смену поколениям, вынесшим на своих плечах всю тяжесть войны и поднявшим из развалин города и села, фабрики и заводы, приходят новые поколения, достойные своих отцов, уже не один раз проявившие доблесть и геройство на трудовом и боевом фронтах. Те, кто не испытал ужасов войны, не должны и не имеют права забывать о том грозном тяжелом времени, когда миллионы советских людей без колебаний отдавали свои жизни за Родину ради победы над заклятым врагом – германским фашизмом.
Жертвы, принесенные нашим народом, были не напрасными. На месте сталинградских пепелищ и развалин вырос новый красивый город.
Здесь создана мощная гидроэлектростанция и огромное рукотворное море. По Волге ходят современные теплоходы и быстроходные суда. Великая русская река продолжает безотказно служить народу.
Волгоградцы свято чтят память о тех, кто отдал свою жизнь за Родину. В городе воздвигнут величественный мемориальный комплекс в честь павших защитников Сталинграда. По решению горкома КПСС и горисполкома в 1977 г. на Центральной набережной Волгограда навечно установлены прославленные пароход «Гаситель» и бронекатер № 13.
Г. И. Захаров, ветеран Волжской военной флотилии, капитан 1-го ранга в отставке, Почетный гражданин Волгограда.