Найти тему
ТыжИсторик

Красота по-советски. Часть 3.

Автор Elci. Продолжение, вторая часть здесь Красота по-советски. Как всегда, я погружаю вас, друзья в суровые будни истории быта. Продолжаем сагу о красное и гигиене в условиях советских реалий.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Относительный расцвет советской парфюмерии и косметики пришёлся на 50‑е. Один из номеров «Работницы» за 1952 год (№ 1) рассказывает об успехах отечественной индустрии красоты:

Ежедневно косметическая промышленность даёт потребителям миллионы экземпляров различных предметов гигиены и косметики… Повторяем: миллионы экземпляров ежедневно! Уже давно у нас косметические предметы перестали быть предметами роскоши. Советская косметика ориентируется не на потребителей „декоративной косметики“, а имеет в виду прежде всего здоровье людей труда.
Кремы. Брошюра. 1956 год. Фото из открытых источников
Кремы. Брошюра. 1956 год. Фото из открытых источников

Ассортимент советской уходовой косметики расширился только к середине 60‑х. Среди средств для ухода за кожей лица появились ароматные кремы «Клубничный» и «Земляничный», а также жидкий крем со странным названием «Бензойное молоко». Для проблемной кожи выпускали «Угрин» и «Антиугрин». Для защиты от солнца — «Луч», «Щит», «Крем от загара», для бледной — «Масло для загара». От веснушек рекомендовали крем «Весна», подчёркивая, что он не содержит ртути.

В женской прессе много писали об уходе за лицом, но почти никогда — о декоративной косметике. «Декоративную косметику можно наносить только на ухоженное лицо», — заключает косметолог в интервью «Работнице» (№ 3, 1983). Как наносить тональный крем и румяна, что делать, чтобы ресницы не слипались от туши, а помада не растекалась — об этом читательницы узнавали методом проб и ошибок.

Из тональных средств применяли рассыпчатые пудры «Красная Москва», «Маска», «Кармен» или более доступные — «Ландыш», «Лебяжий пух». Выбор оттенков не отличался разнообразием: белый, рашель (желтоватый), розовый, персиковый. Иногда две пудры смешивали для получения нужного цвета. Пуховку не всегда удавалось купить — вместо неё использовали обычную вату. В 70‑е появились первые компактные пудры: «Елена», «Рисовая», а к концу десятилетия — французская Lancome с золотой розой на упаковке, за которой приходилось долго охотиться.

Рассыпчатая пудра "Красная Москва". Фото из открытых источников
Рассыпчатая пудра "Красная Москва". Фото из открытых источников

Появление в продаже тональных кремов стало настоящей революцией в советской косметологии. Но их качество и ассортимент, увы, разочаровали многих. Так, легендарный «Балет» имел всего один оттенок и плохо ложился, превращая лицо в маску. Более качественной считалась крем-пудра «Жеме», которую выпускала фабрика «Свобода» совместно с компанией L’Oréal. В её палитре было целых три оттенка — натуральный, бежевый и персиковый.

Крем пудра "Жэмэ". Фото из открытых источников
Крем пудра "Жэмэ". Фото из открытых источников

Румяна появились в конце 60‑х — начале 70‑х. Они имели кремовую текстуру и яркие оттенки: насыщенный розовый, сливовый, кирпичный. Помада и румяна были взаимозаменяемы — то и другое могли наносить и на щёки, и на губы. К началу 80‑х появились компактные румяна.

Коробочка советских румян. Фото из открытых источников
Коробочка советских румян. Фото из открытых источников

Из советских помад самой известной была «Елена» от фабрики «Рассвет». Её выпускали в разных оттенках красного — от морковного до вишнёвого. Вместо блеска для губ поверх неё иногда наносили вазелин. Несмотря на то что «Елена» была нестойкой, полностью стереть её с губ не получалось. Виной тому был кармин — красящее вещество, выделяемое насекомыми. В целом безвредный, кармин въедался в кожу губ и плохо смывался.

Оставались популярны помады фабрики «Северное сияние», «Новая заря», «Невская косметика». В 80‑х некоторые женщины пользовались «проявляющейся» помадой со стиком зелёного цвета. Нанесённая на губы помада становилась ярко-розовой. Более удачливые женщины хранили в своих косметичках польскую реплику итальянской помады Pupa, а самые везучие — тюбик Dior. Помаду использовали до последнего — остатки выковыривали спичкой и наносили на губы. Можно было смешать несколько заканчивающихся помад, растворить их в ложке на водяной бане и получить новый оттенок.

В 1947 году фабрика «Грим» выпустила знаменитую тушь «Ленинградская» — коробок с чёрным бруском из мыла и сажи и миниатюрной щёточкой. Несмотря на то что тушь плохо держалась, щипала глаза и растекалась при малейшем попадании воды, она прожила в косметичках советских женщин не одно десятилетие. Упаковка была неудобной — перед использованием брусок следовало намочить, так что картонный коробок быстро раскисал. Щёточку часто меняли на обычную зубную. Ресницы после окрашивания превращались в «паучьи лапки», их приходилось прореживать с помощью иголки. Для большего эффекта перед тем, как нанести тушь, ресницы завивали, прикладывая к глазу нагретую ложку, после чего припудривали и красили. Тушь в привычном нам тюбике появилась только в 70‑х — это была французская Louis Philippe, которую мечтали заполучить многие женщины.

Тушь-плевачка. Фото из открытых источников
Тушь-плевачка. Фото из открытых источников

Для подводки глаз применяли ту же «Ленинградскую», используя вместо щёточки тонкую художественную кисть или заточенную спичку. Годились для стрелок и художественные карандаши «Живопись», которые также применяли в качестве теней — грифель точили лезвием, а полученный порошок наносили на веки. В продаже имелись косметические карандаши отечественного производства, например «Косметика» и «Ресничка», но они были по карману не всем.

Карандаш для бровей как средство для контуринга. Из журнала «Работница», № 11, 1986 год. Фото из открытых источников
Карандаш для бровей как средство для контуринга. Из журнала «Работница», № 11, 1986 год. Фото из открытых источников

Продавались и тени. «Елена» уступала по качеству польским, которые выпускали в небольших коробочках в форме цветка. Выбор оттенков был невелик — голубой, зелёный, коричневый. В 80‑е ассортимент пополнился яркими цветами с перламутровым отливом.

В начале 60‑х в быту закрепились шампуни для волос, например «Красная гвоздика», «Лесной», «Крапивный». Они выпускались в стеклянных флаконах, были очень жидкими, плохо пенились, щипали глаза и сушили волосы. Уже тогда начали использовать и сухой шампунь, который делали в домашних условиях. Его рецепт приводили в «Крестьянке» (№ 1, 1968):

Тальк и углекислую магнезию смешивают в равных частях, на одну столовую ложку смеси добавляют чайную ложку серы или борной кислоты. Можно также часть отрубей смешать с тремя частями талька… Втирают в кожу головы, спустя полчаса волосы хорошенько прочесывают щёткой во всех направлениях.
Шампунь «Лесной». Фото из открытых источников
Шампунь «Лесной». Фото из открытых источников

Позже появились средства с привычной нам желеобразной текстурой, например шампуни «Желтковый» и «Яичный». Ближе к середине 80‑х в продажу поступили болгарские «Крапива», «Ромашка», «Роза», а также любимый советскими детьми «Кря-кря» с запахом жвачки и леденцов. Бутылочка от «Кря-кря» превращалась в замечательную "брызгалку", если проделать в её крышке дырочку горячим гвоздём или шилом.

В начале 60‑х фабрика «Свобода» выпустила первую краску для волос «Гамма». Она состояла из двух флаконов: в первый заливали медный раствор купороса или ляпис — водоаммиачный раствор нитрата серебра. Во втором флаконе был проявитель — раствор пирогалловой кислоты. Изменяя концентрацию растворов и порядок их нанесения, можно было получить различные цвета: чёрный, коричневый или слегка рыжий. У «Гаммы» был существенный недостаток — на солнце волосы приобретали металлический блеск. Позже появились краски получше и более удобные в использовании: «Ирида», «Рубин» и немецкая «Велла». В домашних условиях готовили «оттеночный бальзам», добавив в шампунь чернила.

Краска для волос «Гамма». Фото из открытых источников
Краска для волос «Гамма». Фото из открытых источников

В конце 60‑х мастера фиксировали причёску жидкостью «Красота», которая оставляла на волосах серый налёт. Альтернативой служил крем «Эффект» и лак, который фабрика «Рассвет» производила только для парикмахерских. Знаменитый лак «Прелесть», согласно информации с сайта производителя, появился на полках магазинов в 70‑х, но долгое время был в дефиците.

В домашних условиях альтернативой были не только пиво и сахарная вода — волосы закрепляли желатином, отваром льняного семени и яичным белком. Для завивки обычно использовали металлические или пластмассовые бигуди с резинкой. Были бигуди, которые предварительно «варили» в кастрюле, затем доставали ложкой и, обжигаясь, накручивали на них волосы. Также использовали электробигуди.

Много горя советским модницам доставляли плойки, которые следовало разогреть и сразу же вынуть из розетки. Иначе плойка перегревалась и жгла волосы. Пышная чёлка превращалась в ёжик — волосы оставались на металлической трубке. Первые фены для волос были настольными: например, «Локон» состоял из небольшой коробочки с двумя кнопками переключения режимов и отверстием, к которому крепился «чулок», надеваемый на голову. Ручные фены — «Очарование», «Ветерок» — появились во второй половине 70‑х. Круглых расчёсок для укладки не было, из-за чего приходилось идти на ухищрения. Так, чтобы придать форму модной стрижке «Сэссон», женщины использовали ёршик для бутылок.

Настольный фен «Локон». Фото из открытых источников
Настольный фен «Локон». Фото из открытых источников

Визит к парикмахеру стоил недорого. Но чтобы попасть к мастеру, порой приходилось выстаивать огромные очереди. В «Работнице» (№ 7, 1973) разместили письмо, где недовольная читательница жалуется: проснувшись в пять утра и отстояв три часа, к парикмахеру она так и не попала. «Причёску делать не будем, — заявил парикмахер. — Волос у вас длинный и густой, нам с таким не справиться».

Похожий случай произошёл с другой читательницей журнала — вместо обещанных шести месяцев химическая завивка на её волосах продержалась несколько часов. Женщина вернулась в парикмахерскую, где ей объяснили: причёска распалась из-за того, что у мастера не было «Локона» — химического состава для завивки. «Если бы мы вам сразу об этом сказали, — пояснила заведующая, — вы бы отказались, а нам план надо выполнять».

В 60‑х косметические кабинеты, прежде доступные только элите, стали открываться повсеместно. Цены поначалу были «кусачими». В одном из номеров «Работницы» (№ 4, 1963)появилось письмо с жалобой на стоимость услуг:

Долго ждали, когда у нас откроется косметический кабинет. И вот дождались. Однако в кабинете пусто… Далеко не каждая работница имеет возможность заплатить, например, два рубля за массаж лица и питательную маску. Этих денег хватит на дневное питание семьи из трёх человек.

Вскоре расценки стали более демократичными. Начиная с эпохи застоя маникюр с массажем рук могла позволить себе каждая женщина. К сожалению, ассортимент лаков для ногтей оставлял желать лучшего — оттенков было мало, а сами лаки в большинстве были полупрозрачными. Для более насыщенного цвета во флакончик добавляли чернила или зелёнку, для блеска — толчёные осколки ёлочных игрушек, мелко нарезанную мишуру, перламутр из расплавленных на огне пуговиц. Лаки отечественного производства наносились с трудом, практически не держались, долго сохли. Приходилось носить флакончик с собой, чтобы подкрасить ногти в случае необходимости. Но даже такой непритязательный товар был в дефиците. Посетительница одного из женских форумов делится воспоминаниями:

Если, придя в магазин, мы видели на прилавках лак для ногтей (а стоил он 44 копейки за бутылочку), то хватали его по десять штук. Недалеко от моей школы был универсальный магазин, и я сбегала с урока, если кто-то из девочек узнавал о наличии лака в продаже. Разнообразие было невелико: прозрачный белый, прозрачный розовый, перламутровый белый и перламутровый розовый. Разумеется, сразу всех четырёх видов лаков на прилавках я никогда не имела счастья наблюдать.
Оттенки лаков для ногтей советского производства. Фото из открытых источников
Оттенки лаков для ногтей советского производства. Фото из открытых источников

Косметические салоны оказывали и более серьёзные услуги. Так, «Работница» (№ 12, 1972) рассказывает об Институте врачебной косметики на улице Горького в Москве. Его специалисты лечили тяжёлое акне и выпадение волос, предлагали клиентам депиляцию, выведение татуировок и даже пластические операции для омоложения.

«Институты красоты» появились только в крупных городах и принимали по записи, что могла растянуться на месяцы вперёд. В городах поменьше при парикмахерских были небольшие косметические кабинеты. Помимо маникюра, там предлагали сделать маску для лица или механическую чистку кожи. Цены на такие процедуры были относительно невысоки.

Долгое время в Союзе не выпускали дезодорантов и гигиенических прокладок. Для устранения запахов подмышки протирали одеколоном, присыпали тальком или намазывали кремом для бритья — у него был приятный мятный аромат. Популярны были квасцы — их используют до сих пор. С влагой помогали бороться специальные тканевые вкладыши, которые покупали или делали сами. Их вшивали в рукава одежды с изнанки и спарывали для стирки. Первые дезодоранты появились только в конце 70‑х — начале 80‑х: «Виола», «Романтика», «Бриз» и другие. У многих из них был резкий запах, который нравился не всем.

Принцесса Диана и советские дезодоранты. Из журнала «Работница» № 11, 1987 год. Фото из открытых источников
Принцесса Диана и советские дезодоранты. Из журнала «Работница» № 11, 1987 год. Фото из открытых источников

С женской гигиеной дело обстояло ещё хуже. Приходилось использовать вату и марлю, резать на тряпочки отжившее свой век постельное бельё. Первые прокладки советского производства появились примерно в середине 80‑х. Они были объёмными и неудобными, без клея и крылышек. Но даже их невозможно было достать: как только прокладки появлялись в аптеках, каждая женщина старалась купить как можно больше упаковок. Никто не знал, когда их «выбросят в продажу» в следующий раз.

О наличии косметики на прилавках советских магазинов до сих пор идут горячие споры. Кто-то утверждает, что «в СССР всё было» — от отечественных лаков для ногтей до французской парфюмерии. Другие рассказывают, как долгие месяцы ждали, когда в продаже появятся перламутровая помада и латвийские духи Dzintars, а потом стояли за ними в огромных очередях. Единого мнения здесь быть не может: доступность косметики, как и других товаров, зависела в первую очередь от места проживания, дохода и, конечно же, связей. Так или иначе, изобретательных советских женщин не вызывает сомнений: не каждая современная модница сумеет нарисовать изящные стрелки без подводки, уложить локоны без лака и собственноручно создать новый оттенок помады.

Автору и кошке Матрешке на винтаж

https://yoomoney.ru/bill/pay/9eJKYgFfto4.221222

Рекомендуем, если ищете, что почитать:

-13

Каналы, на которые стоит подписаться!

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель.

И конечно, же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой