Друзья, мы с вами плавно покидаем Античность и переходим в стремительный поток Средневековья. Возможно, некоторые обратили внимание, что в прошлой части не было рассказа о параллельных описываемым событиях. Все потому что рубежное время между Александром Македонским и началом Средневековья полностью занимает история Рима, а такую огромную тему я не хочу даже начинать затрагивать. Сейчас мы уже с вами начинаем разбираться в новой эпохе, а чем она ознаменована? Правильно, падением Западной Римской Империи. Итого мы полностью пропустили такой замечательный период жизни людской, но даст Бог, еще успеем.
Вернемся в нашу с вами степь. На дворе середина первого тысячелетия. Что мы имеем? Византия (Восточная Римская Империя) борется с Сасанидами (персами), происходят крупные миграции европейского населения (т.е. варваров), плюс в Египетском (на тот момент Египет принадлежал Византии) городе Пелусий происходит вспышка чумы, (по одной версии - дошедшая с грызунами из Китая по шелковому пути, по другой - пришедшая из глубин Африки). Эта чума бушевала около 200 лет, унеся с собой до 100 миллионов человек, хотя сейчас принято считать, что эта цифра очень завышена, а влияние эпидемии на экономику и цивилизацию в целом, сильно переоценено. А еще в то время произошло следующее событие:
И в этом году (536 г н.э.) произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть.
В общем, странное было время.
А что происходило в Средней Азии, в нашей с вами Согдиане?
Недалеко, на Алтае, образуется тюркское государство, которое за десять лет войн доходит до Аральского моря (самый запад нынешнего Узбекистана) и до города Нахшаб, нынешние Карши (самый юг Узбекистана). Согд и Хорезм, состоящие в государстве Эфталитов снова переходят под другую власть. Тюрки начинают контролировать большую часть Шелкового пути. Кстати, Согдийский язык был официальным языком в каганате, так как на этом языке велась торговля во всем цивилизованном мире (о чем была предыдущая статья).
Тюрки не навязывали свою религию на захваченных землях, но ради интереса расскажу, в кого они верили: в рунических записях упоминаются три божества - Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Су. Первый - небесный дух, верховное божество тюркских и монгольских народов. Вероятно, многие знают его или хотя бы слышали о нем упоминания. Примечательно также и то, что основой тюркской духовной культуры являются балбалы - каменные бабы, которые устанавливались на курганах. Упоминаю о них потому что провожу параллель с Уральской (откуда я родом) золотой бабой - предметом множества легенд и мифов на моей родной земле.
В самом начале 7 века, как это обычно и бывает со слишком большими государствами, после смерти крепкого правителя, произошел распад. Каганатов стало два - Западный и Восточный (прямо как Римские империи получается).
Однако и в таком виде они долго не просуществовали. Ресурсов не хватало для сдерживания в мире большого количества народов и племен, ввиду чего часто шли междусобицы и восстания. В начале 8 века от Западного каганата отсоединился Тюргешский каганат, правитель которого, собравшись с согдийцами, отбивает первое наступление арабов. Чтобы внести ясность - бытие Согдом в составе другого государства это не приравнивается к нынешним политическим понятиям. Согдиана оставалась Согдианой даже будучи внутри других государств, просто платила дань. Это сейчас ты либо в составе одной страны, либо в составе другой.
Несмотря на то, что тюрки были кочевым народом, время уже вносило коррективы в жизнь людей. Это не были дикие племена, а вполне централизованное и культурное по местным меркам государство. Появилось разделение людей на классы, раннефеодальные общественные отношения.
Занимались скотоводством, добыча железа переросла в промышленные обороты. Появилась городская культура - это примерно то, что приходит в голову современному человеку, когда он слышит "городская культура". Большое смысловое различие между жизнью в кишлаке и большом городе. Тогдашний Ташкент (Шаш) был крупным городом на Шелковом пути, жил за счет торговли.
Сам Ташкент сейчас охватывает около 4 городов и 20 селений того времени, центральным поселением являлось то, которое называется сейчас Минг Урюк. Город по площади занимал примерно 4 км, был окружен крепостной стеной и рвом, а внутри находилась цитадель с высокими (до 23 м) башнями, дворцовым комплексом, святилищем огня (а значит имел место зороастризм - самая первая религия Согдианы).
В Шаше был шахристан с домами знати, а также рабад, где жили и работали ремесленники. Они обрабатывали металл, изготавливали орудия труда, украшения, работали над продуктами животноводства - обработкой кожи, поступающей из степи, шерстью, делали ткани, а также посуду. В общем, жизнь била ключом. В нынешнем районе Ташкента под названием Юнусабад нашли загородную резиденцию местного правителя, да и по всей территории города есть немало свидетельств, что в промежутке с 6 по 8 век здесь был настоящий оазис жизни.
Что с ним произошло, спросите вы?
Началась арабская экспансия. О ней мы с вами будем говорить уже в следующей статье.