Найти тему
Civilian

"Узбекистан" нашей эры. Часть 7. Средневековье: Каганаты.

Друзья, мы с вами плавно покидаем Античность и переходим в стремительный поток Средневековья. Возможно, некоторые обратили внимание, что в прошлой части не было рассказа о параллельных описываемым событиях. Все потому что рубежное время между Александром Македонским и началом Средневековья полностью занимает история Рима, а такую огромную тему я не хочу даже начинать затрагивать. Сейчас мы уже с вами начинаем разбираться в новой эпохе, а чем она ознаменована? Правильно, падением Западной Римской Империи. Итого мы полностью пропустили такой замечательный период жизни людской, но даст Бог, еще успеем.

Вернемся в нашу с вами степь. На дворе середина первого тысячелетия. Что мы имеем? Византия (Восточная Римская Империя) борется с Сасанидами (персами), происходят крупные миграции европейского населения (т.е. варваров), плюс в Египетском (на тот момент Египет принадлежал Византии) городе Пелусий происходит вспышка чумы, (по одной версии - дошедшая с грызунами из Китая по шелковому пути, по другой - пришедшая из глубин Африки). Эта чума бушевала около 200 лет, унеся с собой до 100 миллионов человек, хотя сейчас принято считать, что эта цифра очень завышена, а влияние эпидемии на экономику и цивилизацию в целом, сильно переоценено. А еще в то время произошло следующее событие:

И в этом году (536 г н.э.) произошло величайшее чудо: весь год солнце испускало свет как луна, без лучей, как будто оно теряло свою силу, перестав, как прежде, чисто и ярко сиять. С того времени, как это началось, не прекращались среди людей ни война, ни моровая язва, ни какое-либо иное бедствие, несущее смерть.

В общем, странное было время.

А что происходило в Средней Азии, в нашей с вами Согдиане?
Недалеко, на Алтае, образуется тюркское государство, которое за десять лет войн доходит до Аральского моря (самый запад нынешнего Узбекистана) и до города Нахшаб, нынешние Карши (самый юг Узбекистана). Согд и Хорезм, состоящие в государстве Эфталитов снова переходят под другую власть. Тюрки начинают контролировать большую часть Шелкового пути. Кстати, Согдийский язык был официальным языком в каганате, так как на этом языке велась торговля во всем цивилизованном мире (о чем была предыдущая статья).

Приблизительно так. Часть России тоже входила.
Приблизительно так. Часть России тоже входила.

Тюрки не навязывали свою религию на захваченных землях, но ради интереса расскажу, в кого они верили: в рунических записях упоминаются три божества - Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Су. Первый - небесный дух, верховное божество тюркских и монгольских народов. Вероятно, многие знают его или хотя бы слышали о нем упоминания. Примечательно также и то, что основой тюркской духовной культуры являются балбалы - каменные бабы, которые устанавливались на курганах. Упоминаю о них потому что провожу параллель с Уральской (откуда я родом) золотой бабой - предметом множества легенд и мифов на моей родной земле.

В самом начале 7 века, как это обычно и бывает со слишком большими государствами, после смерти крепкого правителя, произошел распад. Каганатов стало два - Западный и Восточный (прямо как Римские империи получается).

7 век
7 век

Однако и в таком виде они долго не просуществовали. Ресурсов не хватало для сдерживания в мире большого количества народов и племен, ввиду чего часто шли междусобицы и восстания. В начале 8 века от Западного каганата отсоединился Тюргешский каганат, правитель которого, собравшись с согдийцами, отбивает первое наступление арабов. Чтобы внести ясность - бытие Согдом в составе другого государства это не приравнивается к нынешним политическим понятиям. Согдиана оставалась Согдианой даже будучи внутри других государств, просто платила дань. Это сейчас ты либо в составе одной страны, либо в составе другой.

-4

Несмотря на то, что тюрки были кочевым народом, время уже вносило коррективы в жизнь людей. Это не были дикие племена, а вполне централизованное и культурное по местным меркам государство. Появилось разделение людей на классы, раннефеодальные общественные отношения.

Тюрки
Тюрки

Занимались скотоводством, добыча железа переросла в промышленные обороты. Появилась городская культура - это примерно то, что приходит в голову современному человеку, когда он слышит "городская культура". Большое смысловое различие между жизнью в кишлаке и большом городе. Тогдашний Ташкент (Шаш) был крупным городом на Шелковом пути, жил за счет торговли.

Сам Ташкент сейчас охватывает около 4 городов и 20 селений того времени, центральным поселением являлось то, которое называется сейчас Минг Урюк. Город по площади занимал примерно 4 км, был окружен крепостной стеной и рвом, а внутри находилась цитадель с высокими (до 23 м) башнями, дворцовым комплексом, святилищем огня (а значит имел место зороастризм - самая первая религия Согдианы).

В Шаше был шахристан с домами знати, а также рабад, где жили и работали ремесленники. Они обрабатывали металл, изготавливали орудия труда, украшения, работали над продуктами животноводства - обработкой кожи, поступающей из степи, шерстью, делали ткани, а также посуду. В общем, жизнь била ключом. В нынешнем районе Ташкента под названием Юнусабад нашли загородную резиденцию местного правителя, да и по всей территории города есть немало свидетельств, что в промежутке с 6 по 8 век здесь был настоящий оазис жизни.

Что с ним произошло, спросите вы?

Началась арабская экспансия. О ней мы с вами будем говорить уже в следующей статье.