Здравствуйте, друзья. Сегодня на нашей войне специальная передача "фантазии на тему будущего".
И мы будем придумывать фантастические общества, у которых социальное устройство будет не таким как сейчас. И не таким, как его изображают фантасты. На самом деле фантастики, научной и не очень было написано столько, что вряд ли кто-то всю её читал. Тем более заходит научная фантастика в основном в тот период жизни, когда пламенная юность уже догорела, а чугунная зрелость ещё не накатила. После она воспринимается в основном как котоламповые истории, поскольку жизненный опыт говорит нам, что так не бывает.
Чтобы фантастика "заходила", она таки должна использовать знакомые паттерны. Поэтому популярные произведения массовой культуры содержат образы настоящего или прошлого.
Например в фантастике можно встретить много отсылок к величию Римской империи (Ну хотя бы у Айзека Азимова в Основании). Также можно встретить продолженное настоящее в виде космического капитализма (тысячи их. А уж в фильмах и играх так вообще каждый первый проект).
Советские фантасты обратились к глубокой древности и перемещали в будущее общество мезолита (что имеет под собой достаточно правдоподобные основания, потому как космос это теоретически пространство бесконечной экспансии). И ещё Стругацкие создали социалистический мир Полудня. Он является обществом массового потребления, которое, наконец, насытилось и стало думать о вечном. Там полностью закрыта проблема материального обеспечения. Поэтому душевные потребности вышли на первый план. Можно вообще не работать. Но скучно.
Также у нас есть общество киберпанка, но оно тривиальное. Полисная структура, корпоративное управление. High tech - low life. Что-то знакомое...
Очень мало представлено в культуре общество биопанка. Наверно потому, что оно уже ассоциируется с нечеловеческим. В самом деле, робо-манипуляторы на спине смотрятся как-то более органично, чем выращенные щупальца. И глаза на затылке тоже никому не добавят привлекательности. А вот визор на основе микрокамер это интересно.
Ещё существуют различные варианты будущего, которые повторяют настоящее, только вместо земного шара на сферы влияния делится солнечная система/галактика/скопление галактик. При этом принципиально не меняется вообще ничего. Там возможно даже расы будут разные, а принципы те же, что и, например, в ХХ веке.
Ещё нам надо отметить различные антиутопии, связанные с тем, что человечество с головой уходит в ту или иную симуляцию. Но там с социальным устройством, как правило, ничего не делается. В симуляции оно вполне обычное. А вне симуляции никакого общества нет.
Ну и всё.
Время придумать что-то новенькое.
Мы можем представить негуманоидные общества. Но тема ксеносоциологии очень обширна, и мы её рассматривать не будем.
Предположим, что люди особо не изменятся в будущем. И общество будущего будет человеческим.
Поэтому сделаем какую-никакую типологию. Ведь информация об обществах прошлого у нас уже есть.
А типология будет состоять из четырёх дихотомий.
- Индивидуализм - коллективизм
- Идеализм - материализм
- Имманентность - трансцендентность
- Централизация - децентрализация
Теперь раскроем кратко каждую дихотомию.
Индивидуалистские общества рассматривают отдельного индивида как субъект общественных отношений. Они предполагают, что частные интересы важнее общественных.
Коллективистские общества рассматривают общность людей как субъект общественных отношений. Они предполагают, что коллективные интересы важнее индивидуальных.
Общества, где господствует имманентность живут сегодняшним днём и концентрируются на лучшем решении тактических задач.
Общества, где господствует трансцендентность, мыслят большими отрезками времени. Они готовы терпеть и трудиться поколениями для достижения поставленных целей.
Общества идеалистические считают, что цель состоит в достижении вечных идеалов и оценивают людей по степени приближенности к идеалам, то есть по неотчуждаемым результатам деятельности.
Общества материалистические считают, что цель состоит в достижении лучшего мира, чем сегодня путём активной деятельности и накопления ресурсов. Человек оценивается по отчуждаемым результатам его деятельности.
Централизованные общества выстраивают у себя вертикальную социальную структуру с рангами.
Децентрализованные общества выстраивают у себя безранговую сетевую структуру.
Таким образом мы получаем 16 типов обществ. Причём они вполне универсальны и существуют безотносительно времени.
Для начала рассмотрим, как сочетаются первые две дихотомии.
Они в принципе много говорят об идеалах среднего члена общества.
Трансцендентность + Идеализм. Я служу вечным идеалам. Мои цели простираются за грани пространства и времени.
Трансцендентность + Материализм. Я служу пространству. Я посвящаю свою жизнь его расширению, сохранению и обустройству для будущего.
Имманентность+Идеализм. Я живу по Писанию.
Имманентность+Материализм. Я добываю ресурсы для продолжения существования.
И для простоты рассмотрим вторую пару дихотомий. Они относятся к образу жизни и государственному устройству.
Централизация+коллективизм. Производящее общество имперского типа. Таковы все ирригационные империи, когда либо существовавшие на земле. Таков азиатский способ производства.
Децентрализация + коллективизм. Союз племён. Разрозненные общины, объединенные общей культурой и родственными связями, но кормящиеся каждая со своей территории.
Централизация + индивидуализм. Экспансивное общество имперского типа. Как пример, США или Британская Империя. Основной источник ресурсов для такого общества это грабёж и построение связей экономического характера между производителями и потребителями.
Децентрализация + индивидуализм. Кочевое общество. Сильно атомизировано, и, как следствие, слабо управляемо. Зато очень гибкое общество, приспосабливающееся к изменяющимся условиям.
Чтобы было удобно обозначать общество, каждому качеству я присвоил символ.
Статья получилась уже довольно объёмной. В следующих статьях мы опишем кратко каждую комбинацию. У обществ окажутся свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны у общества являются основой его существования. Слабые стороны общество будет стараться компенсировать с помощью технологий и культуры.
А сегодня прикинем какое целевое общество существовало/существует/будет существовать в России.
Очевидно, что Россия это империя, а империя, это осознающее себя пространство, которое стремится к расширению и бесконечному существованию во времени. Поэтому мы берём Трансцендентность и материализм. Также для Российского общества исторически свойственна централизация, фигура царя и коллективизм.
Получается вот такая картина :
А что это значит подробнее, читайте в следующих статьях:
Классификация обществ будущего I
Классификация обществ будущего II
Классификация обществ будущего III
Классификация обществ будущего IV