Найти в Дзене
Хобби Кипер

Хорватки 1918 года

1 рубль с паровозом и головой неизвестного человека

Деньги, о которых пойдет речь, были выпущены в Харбине для хождения в полосе отчуждения КВЖД.

«Полоса отчуждения КВЖД» – это понятие возникло в связи с подписанием договора 1896 г. о строительстве железной дороги (КВЖД) через Манчжурию, в соответствии с которым акционерное “Общество Китайской восточной железной дороги» получило эксклюзивное право эксплуатации территории, по которой проходила КВЖД: пассажиры освобождались от необходимости получать китайские транзитные визы, а перевозимые грузы не облагались таможенными пошлинами.

Харбин – это был город под китайской юрисдикцией, но город русский по своему национальному составу, что неудивительно: он был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманьчжурской магистрали, чуть позднее там все еще проживало 100 тыс русских эмигрантов (1924 год) и было 26 действующих православных церквей – как отмечал архиепископ Нафанаил в своих воспоминаниях: «Милостью Божией Харбин на четверть века продолжил нормальную дореволюционную русскую жизнь».

Эмитентом банкнот был Русско-Азиатский банк (РАБ), который к 1917 году занимал 1-место (!) среди акционерных банков России по размеру вкладов и текущих счетов, а после Октябрьского переворота 1917 года был национализирован, но сохранил свои отделения за границей и продолжил работать на территории Китая из своей новой головной конторы в Харбине.

Причина выпуска Банком собственных бумажных денег характерна для первых лет послереволюционной эпохи – это нехватка наличности на периферии распавшейся Российской империи, и полоса отчуждения КВЖД не была в этом отношении исключением.

Поэтому летом 1918 года РАБ оформил в США заказ на печать своих банкнот номиналами от 50 копеек до 100 рублей.

Деньги были напечатаны на плотной бумага без водяных знаков.

В отличие от казачьих атаманов-эмитентов банкиры были более осторожны в формулировках: размен на государственные дензнаки они не обещали, а записали на банкнотах, что они принимаются в кассах КВЖД наравне с общероссийскими денежными знаками.

На банкнотах поместили факсимильные подписи:

  • от КВЖД – Хорват;
  • от РАБ – Путилов и Пименов.

Управляющий железной дороги генерал Дмитрий Леонидович Хорват и дал этим деньгам их народное название – хорватки.

Хорватки были деньгами стабильными, но ходили по полосе отчуждения КВЖД недолго: уже к концу 1919 года КВЖД стала переводить оплату своих услуг на валюту, а выпущенные хорватки начала постепенно изымать через свои кассы.

Ходит среди бонистов про хорватки такая байка –

если присмотреться повнимательнее, то можно в дыму, выходящем из-под колес паровоза, увидеть очертание головы человека:

  • то ли это голова Хорвата,
  • то ли это голова художника, рисовавшего эту банкноту,
  • то ли это голова его невесты, которая – якобы – попала под поезд, а художник ее в этот момент изобразил.

Между прочим, имя того художника до нас не дошло.

Посмотреть на Хобби Кипер