Найти тему
25 подписчиков

«Раб юности» 4 действие

«Я с сожалением произношу эту роковую истину... Но Людовик должен умереть, чтобы здравствовало отечество.»

Максимилиан Робеспьер

Фото из сети. Коллаж мой.
Фото из сети. Коллаж мой.

Действие четвёртое

Сцена 4.1

Ноябрь 1792 года. Трактир Папаши Франсуа. В основном его посетители - санкюлоты. Они настроены по-революционному, хотят уже наконец избавиться от короля.

Папаша Франсуа (напевает песенку собственного сочинения ).

Народ так жаждет перемен!

Луи Капет нам только rien! (ничего. фр)

И у народа много бед.

А rien - всегда на всё ответ!

Посетители подпевают. Один патриот подходит к нему.

Патриот.

Смешно.

Мне нечего сказать.

Решенья дела долго ждать.

Папаша Франсуа (с умным видом).

В Конвенте медлят,

А дебаты…..

Патриот (язвительно).

Ещё скажи,

Что депутаты ведут себя как адвокаты.

Папаша Франсуа.

Нет. Нет.

Капета кто-то защищает,

Но больше тех,

Кто преступленья не прощает.

Патриот (Папаше Франсуа).

Ну убедил.

Я сам узрею.

И завтра же пойду на галерею.

Сцена 4.2

13 ноября. В Конвенте многолюдно. Все слушают речи ораторов. Решается важный вопрос - судьба короля.

Папаша Франсуа (другим зрителям).

Смотрите ж,

Вот Барер.

Он снова с речью выступает.

Патриот (Папаше Франсуа).

Папаша,

Замолчи!

Шарлотта Робеспьер.

Какие речи!

Он зачем их прерывает?

Папаша Франсуа (показывает пальцем на Сен-Жюста).

Смотрите:

Он сейчас пойдёт.

Не зря я говорю:

Всё знаю наперёд.

Шарлотта Робеспьер (заинтересованно).

Друг брата моего, Сен-Жюст.

Что из его услышим уст?

Папаша Франсуа пожимает плечами.

Сцена 4.3

Тем временем самый молодой и малоизвестный депутат Конвента, Луи Антуан Сен-Жюст гордо идёт к трибуне.

Сен-Жюст (говорит пламенно, не глядя на подставку с речью).

Виновен ли король?

Я вопрошаю вас.

Есть у тирана, Катилины,

Судьи среди нас?

Пусть не у всех есть верное решенье,

(презрительно смотрит в сторону жирондистов).

Но я имею,

Выдвину ему я обвиненье.

Все будто замерли и слушают его. Сен-Жюст говорит с воодушевлением, почти не глядя на подставку с речью.

Как злобный призрак,

Он преследовал свободу,

Он счастья, процветанья не давал народу!

О скорбно думать,

Просвященный век:

Не может наказать тирана ни закон, ни человек.

Тогда как в Древнем Риме Брут тирана пред Сенатам покарал -

Свидетелям тому был целый зал.

В бездействии сидим же мы

И притупляются умы,

Но приговор всем ясен:

Людовик

Для Республики опасен.

Сен-Жюст вздыхает. Он устал. Депутаты ошеломлены его речью. По залу проносится волна шёпота.

Сцена 4.4

Шарль Барбару (надменно; Сен-Жюсту).

Так в чём Людовика вину увидеть можно?

Сен-Жюст (вдохновенно).

Безвинно править невозможно.

Среди депутатов царит замешательство; среди многочисленных зрителей - восторг.

Сцена 4.5

21 января 1793 года. Страшный итог речи Сен-Жюста - на площади Революции гильотина для бывшего короля. Толпа гудит. На эшафот поднимается Луи Капет.

Луи Капет (с подобающим случаю трагизмом).

Я пред страною не виновен!

Я царствовал на благо, мой народ….

Гул голосов заглушает его последующие слова.

Голоса.

Алчный Капет,

Нам надоел твой гнёт!

Чихни скорей в мешок,

Процесс окончен твой!

Не нужен ты нам больше с головой!

Нож гильотины падает. Людей охватывает радость. Монархии больше нет…..

Сцена 4.6

Спустя некоторое время. Дом Дюпле.

Господин Дюпле.

Так это правда,

Был казнён король… (поправляет себя).

Капет?

Робеспьер.

Да, он за всё понёс ответ.

Элеонора.

Я слышала, что обвинял его Сен-Жюст.

Сен-Жюст.

Жаль, что не слышал обвиненье

Из моих он уст.

Госпожа Дюпле.

Мы слишком много о политике толкуем,

Слишком много….

Возникает молчание. Первой его прерывает Анриетта.

Анриетта (Сен-Жюсту).

Я слышала, вас рисовал Прюдон.

Его портрет вы оценили слишком строго?

Сен-Жюст (краснеет. Он вспоминает слишком красивый свой портрет, который написал Прюдон.)

Быть может, да.

Я выгляжу иначе…

Глядя на Анриетту, Сен-Жюст невольно вспоминает Терезу.

Анриетта (шутит).

Не справился Прюдон с задачей!

Зато портрет Людовика словами вы нарисовали -

Известными теперь в Конвенте стали.

Конец четвёртого действия.