Найти тему

УТРОМ – ДВОРНИК, ВЕЧЕРОМ – ПЕВЕЦ

Каждое утро, вместо зарядки, он выходит на улицу с метлой и начинает уборку…

Поэтому во дворе, где находится здание треста «Жилстрой», всегда чисто.

Так же профессионально подходит он и к другому виду своей творческой деятельности, в которой добился куда большей известности и признания. Кто не знает этого эстрадного исполнителя, поистине живую легенду пензенской эстрады, обаятельного певца с приятным бархатным голосом – Геннадия Портретова.

«Зачехлив» любимый утренний «инструмент» – метлу, ближе к вечеру он достаёт другой, более привычный, – микрофон. На этот раз его ожидают гости и посетители одного из пензенских ресторанов, а утром всё повторяется сначала…

– Геннадий, я думаю, тебя по праву можно назвать одним из самых ярких долгожителей на пензенской эстраде…Интересно, когда всё начиналось?

– В 1969 году, тогда я был ещё мальчишкой, и мы часто с друзьями играли в подворотне на гитаре. Помню, как-то раз к нам подошёл мужчина. Вначале мы подумали, что это милиционер и мысленно приготовились к неприятностям. Представьте, какой неожиданностью стало его предложение начать заниматься музыкой всерьёз! Олег Казаков, руководитель эстрадного коллектива, который и «подобрал» тогда нас из подъезда, и сейчас живёт в Пензе. Если бы не он, неизвестно, как сложилась бы моя судьба, но в тот вечер я оказался «в нужное время в нужном месте»… Затем начались репетиции в клубе завода «Тяжпромарматура».

– Интересно, Гена, а что вы тогда играли, – наверное, «битлов» и «роллингов»?

– Безусловно, это так, мы все были воспитаны на этой музыке. Из советской эстрады тогда очень популярны были «Цветы», «Пламя», «Ялла»…

– А ты помнишь своё первое выступление?

– Да. Это было первое воскресенье августа – День железнодорожника. Праздник отмечался во Дворце культуры имени Дзержинского. Выступали втроём: Виктор Леповский, Юрий Смирнов и я: две гитары – бас, соло и барабан. Помню, танцплощадка была переполненной, хотя в городе находилось несколько «танцточек». В «Комсомольском» парке работали тогда настоящие «звёзды» – группа «Куранты», а в «Белинском» – команда «Искатели» с такими мэтрами как Юрий Трубиньш и Рафаэль Габайдуллин. А тут – наша молодая и ещё «зелёная» троица… Но, несмотря на это, народ выбирал и нас!

– К сожалению, сейчас пензенские эстрадники ушли в «подпольные» ночные клубы… Тогда же в Пензе был действительно эстрадный бум, – одна лишь «Сурская весна» чего стоила…

– Да, ты прав! Я благодарен судьбе, что она свела меня с одним замечательным человеком – Семёном Гольцманом! Хотел обзаводиться хозяйством и переезжать на село. Но меня услышал Семён и вынес следующий «приговор»: «Вы в деревню не поедете: вам надо творчески работать здесь!»

Именно Семён Гольцман организовал в то время коллектив, который мог достойно представлять не только наш город, но и весь Советский Союз, – группу «Чардаш». Здесь была и медная духовая группа, и скрипичная, и целых шесть вокалистов с разноплановыми голосами, всего – 20 человек. По тем временам это было роскошью.

В составе «Чардаша» мы с солисткой Натальей Адаменко стали лауреатами фестиваля, и нас признали лучшим музыкальным дуэтом. Мы отправились на Всесоюзный фестиваль «Нижегородская весна», в котором участвовали уже маститые и опытные творческие коллективы!

В нашем репертуаре были песни группы «Бони-М», очень интересная аранжировка партиты Баха «До минор», её мы пели акапельно. Показав всю разноплановость и разножанровость репертуара, «Чардаш» был признан одним из лучших и завоевал в Нижнем Новгороде звание лауреата.

– Но и в Пензе тогда было много сильных коллективов?

– Ты прав. Помню, у нас было достойное соперничество. Скажем, с коллективом из Каменки, которым руководили братья Лю, или группой из строительного института, в которой солировали Артур Саруханов и Ольга Салмина… Поэтому все этапы восхождения на музыкальный Олимп были тогда вполне осуществимы. Этот фестиваль сыграл большую роль в становлении и развитии эстрадного творчества пензенского края.

– А когда же это всё закончилось?

– По-моему, с началом перестройки, ознаменовавшейся рядом «соответствующих» указов и директив, непосредственно коснувшихся и нас, музыкантов. Мы, например, тогда играли в ресторане на Пензе-1. Вдруг выходит указ о ликвидации эстрадных коллективов ресторанов в связи с активизацией антиалкогольной кампании. Помню, директор ресторана прощался с нами со слезами на глазах…

– Вот и сейчас многим нашим эстрадникам приходится нелегко… Геннадий, а не было ли у тебя желания уйти за «пензенские рамки» и, подобно Сергею Пенкину, завоевать Москву?

– Возможность была. Сам Сергей неоднократно приглашал меня на празднования своих дней рождения. Я ему очень благодарен за эти действительно незабываемые праздники. Там всегда собирается интересная и солидная «тусовка». На одном из празднований я исполнил песню на испанском языке из репертуара Хулио Иглесиаса. Тут же ко мне подошли двое молодых людей и предложили свою помощь в «раскрутке».

…Но, увы, возраст уже не позволяет, – мой поезд ушёл; вот, если бы это случилось лет 20 тому назад, то мы могли бы ещё «покрутиться». Например, когда я был участником Всесоюзного конкурса молодых исполнителей в 1976 году в Риге…

-Неужели?!

– Да. Тогда программу вёл Александр Масляков, и мы с ним хорошо подружились. Затем они с диктором Виктором Балашовым приезжали в Пензу, я им показывал наш город, вместе ужинали в «Засеке»…

– У тебя довольно необычный образ жизни. С утра ты исполняешь обязанности дворника треста «Жилстрой», а вечером – «король» сцены… Опять напрашивается ассоциация с Пенкиным.

-2

– Знакомые музыканты порой шутят: «Пенкин был дворником – стал певцом, а Портретов был певцом, а стал дворником». Я, например, никогда не гнушался никакой работы и считаю, что не место красит человека, а человек – место. Могу сказать и так: «в артисты я уж не гожусь, работой дворника горжусь!» Главное – оставаться Человеком и спешить творить Добро людям!

…Очень приятно, когда после нашего выступления в баре, где я работаю сейчас по вечерам, люди подходят и говорят «спасибо!»

– А какие из выступлений запомнились тебе на всю жизнь?

– Самое яркое выступление было в Кремлёвском Дворце съездов и Пасхальный вечер на Старом Арбате, где собралась элита Москвы. Там состоялись концерты Пенкина, в которых мне тоже посчастливилось принять участие.

– Надеюсь, что это всё не только в прошлом… Есть ли честолюбивые замыслы?

– У меня есть мечта: записать свой диск, но из-за финансовых трудностей это пока неосуществимо. Где взять спонсора – не знаю. Но я привык, чтобы всё было красиво и достойно… Сейчас у меня молодая и очень способная партнёрша – Нели Арсланова, поэтому есть задумки спеть дуэтом.

– Гена, давно хотел тебя спросить… Откуда у тебя такая красивая художественная фамилия – Портретов?

– Я неоднократно задумывался над историей возникновения моей фамилии. Судя по архивным документам, кто-то из моих предков был художником…

Но у меня оказалось другое предназначение. Когда я был маленьким, то меня и брата крестили в церкви. Моего брата опустили в купель, и он не произнёс ни звука, а вот когда я там оказался, то такой «концерт» закатил. Батюшка так и сказал: «Артистом будет!»

– Как к этому относится «вторая половина»?

– У меня всегда много работы, и часто бывают такие моменты, когда я просто хочу побыть один. Поэтому в первую очередь благодарен своей супруге Вере, которую очень люблю, дочери Людмиле за то, что они меня понимают.

– А кто вы по гороскопу?

– Мы с женой – Раки. Вместе живём уже 17 лет.

– Кем ты видишь в будущем свою дочь?

– Сама она долгое время хотела быть дрессировщицей, а сейчас изучает английский. У неё есть задатки, чтобы пойти в театральный институт, в том числе и вокальные. Выбор, конечно, за ней…Честно говоря, из неё получилась бы хорошая топ-модель. И я смотрю на это объективно…

– Хотелось бы, чтобы все её мечты о будущей профессии сбылись… Геннадий, а что ты думаешь об идее провести фестиваль-конкурс молодых исполнителей Пензы, и кого бы назвал в качестве претендентов на победу в нём?

– На сегодняшний день я могу однозначно сказать, что в Пензе много талантливых молодых исполнителей. Я, например, недавно в ПГУ послушал группу «Рептилии», у которых свой творческий индивидуальный стиль. То же могу сказать о группе «Красная свобода». Из солистов мне очень нравятся Дмитрий Шабышев, Ирина Яшина, Анастасия Пронькина…И, конечно, более старшее поколение – Светлана Фигаровская, Елена Рассказова, Сергей Щербань, Артур Саруханов.

А идея эта хорошая. Ведь повседневная работа постепенно приедается, и хочется чего-то праздничного и новенького.

«Новое время в Пензе», №13, 24 апреля 2001 г.

-3