Найти в Дзене
IQ Media

Почему нужно ограничивать потребление вейпов

Оглавление
Фото: iStock
Фото: iStock

В последнее время был предпринят целый ряд ограничений в отношении вейпов. На повестке дня — обсуждение новых мер. В Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается дополнительно проиндексировать в 2024 году акцизы на жидкости для вейпов. Весной следующего года может вступить в силу запрет на продажу вейпов с ароматизаторами. Производители пугают, что это приведет к росту контрафакта на рынке. Однако эксперты ВШЭ убеждены: ограничивать употребление вейпов необходимо.

Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ

-2

«Часть врачебного сообщества придерживается концепции harm reduction — “снижение вреда”. Она означает, что в случае, когда пациенты не могут отказаться от употребления табачной продукции, нужно переходить хотя бы на менее вредные продукты. Такими продуктами считают, например, электронные сигареты и вейпы, в которых не происходит сжигания табачного листа и поэтому нет канцерогенных продуктов горения. Представляется, что таким образом можно постепенно отказаться от пагубной привычки. В ряде стран даже выписывают рецепты на разнообразные альтернативные средства доставки никотина. То есть, если никак не получается самостоятельно отказаться от курения, не помогают пластыри и лекарства, можно попробовать использовать такие альтернативные никотинсодержащие устройства. Что касается конкретно вейпов, которые предполагают нагревание жидкости и вдыхание паров, то главной проблемой является сложность полного контроля состава курительных смесей. Какой вред будет нанесен курильщику, зависит от того, что добавлено в нагреваемую жидкость, от того, какие молекулы входят в ее состав. Некоторые добавки вполне могут быть токсичными или аллергенными, а иногда и наркотическими. Без контроля состава потребители могут подвергаться серьезному риску. Так что регулировать этот рынок нужно очень жестко. Совершенно определенно нужно предотвращать употребление вейпов несовершеннолетними. А вопрос контроля продукции решается, например, с помощью системы маркировки. Конечно, контрафакт тоже возможен, но это не связано напрямую с ограничениями и явно находится в сфере компетенции сил правопорядка».

Василий Власов, доктор медицинских наук, профессор НИУ ВШЭ

-3

«Последние 30 лет в западном мире наблюдается тенденция уменьшения потребления табачной продукции. Постепенно курение становится социально нежелательной практикой. Это подтолкнуло производителей табака к тому, чтобы преодолевать эти важные социальные изменения. Для этого они в том числе выпустили в свет альтернативные способы доставки никотина и потребления собственно табака. Таким образом, по сути, они создали альтернативный рынок. Этот рынок обладает особыми свойствами и вызывает у ученых тревогу. Выпустить новый продукт на рынок можно в течение месяца, а чтобы узнать последствия для здоровья, нужны годы. Чтобы бороться с разными альтернативными средствами доставки никотина и табака, нужно приравнять их к табачной продукции. Одно из основных средств борьбы с ними — повышение цены, а также ограничение на использование различного рода ароматизаторов. Нужно вообще исключить использование ароматизаторов применительно как к табаку, так и к вейпам. Ароматизаторы, по сути, нужны только для того, чтобы вовлечь на этот рынок детей и женщин, чтобы это выглядело максимально вкусно и привлекательно. Время уже значительно упущено, рынок добавок и ароматизаторов расцвел. Пока что речь идет о том, чтобы убрать самые вредные добавки и ароматизаторы. Есть уже случаи, когда использование ароматизирующих веществ приводило к очень тяжелым последствиям».

Ирина Макарова, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ

-4

«Легкость продажи вейпов влияет на доступность вейпов, в том числе и для подростков. Вейп в глазах подростка придает ему значимость и вес, он чувствует себя крутым, особенным, он уже не ребенок, этим можно привлечь внимание сверстников, почувствовать себя увереннее в их окружении. У всех подростков есть запрос на удовлетворение этих потребностей. И они ищут способ, как это сделать. Сигареты, алкоголь, вейп — это способы, а если они еще и легкодоступны, то решение приходит очень быстро. Самые очевидные меры борьбы с распространением вейпов — это предоставить подросткам более эффективные, физически и психологически безопасные способы удовлетворения этих потребностей. Но это не так просто. Это требует ежедневной, последовательной и рутинной работы, которую должны осуществлять самые разные люди: родители, родственники, учителя, тренеры, другие значимые взрослые. И работа эта должна начинаться задолго до подросткового возраста. Но, определенно, и законодательные ограничения помогут. Они ограничат доступность, а самое главное — в них будет отражена позиция государства в отношении использования вейпов подростками».

Мстислав Афанасьев, доктор экономических наук, профессор-исследователь НИУ ВШЭ

-5

«Пока что доля налогов от вейпов в этой группе товаров в России невысокая — около 6–7% от всей табачной продукции. Но очевидна дальнейшая тенденция роста потребления вейпов. Вейпы в ближайшее десятилетие могут вытеснить табачную продукцию, став более популярными. Мировая тенденция по отношению к вейпам — увеличение налоговой нагрузки на эту группу товаров. Это растущий рынок во всем мире, и государства заинтересованы в повышении налоговой нагрузки на эту продукцию. Что касается России, то на данный момент предполагаемый рост налоговой нагрузки по отношению к вейпам весьма умеренный, он не заградительный, темпы роста налогообложения даже ниже инфляции. Вейпы относятся к социально нежелательной продукции (демериторные товары). Изначально они позиционировались как продукция, которая снизит вредное воздействие на организм человека, поскольку будет происходить субституция — переход с табака на вейпы. Однако новые исследования показывают, что курение вейпов может иметь негативные последствия, которые раньше не учитывались. Сейчас этот вопрос активно дискутируется».

Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ

-6

«Законодательные ужесточения в отношении употребления вейпов абсолютно оправданны, это правильный маневр. В России снижается рождаемость, и одна из причин этого — употребление алкогольной и табачной продукции, вейпов. Например, в Финляндии и Швеции тяжелее купить алкоголь, приобрести табачную продукцию, купить вейпы. И рождаемость в этих странах растет. То есть меры по ужесточению касательно любой такой продукции оправданны с социальной точки зрения. Что касается аргументов о том, что дополнительные регуляторные ограничения в отношении вейпов приведут к росту контрафакта, то они несостоятельны: пользы от ограничений будет больше, чем вреда от роста теневого рынка. Наверное, в результате новых ограничений на вейпы вырастет контрафакт, увеличится объем этого рынка, но гораздо больше будет эффект от снижения потребления вейпов. Для того чтобы бороться с контрафактом, в России есть компетентные органы».