Найти тему
Цветочный блог

Искусство ошибаны

Оглавление

Цветы всегда манили человека своей яркой красотой, а потому соблазн использовать их в творчестве был велик. Одним из проявлений человеческой любви к цветам стало древнее искусство ошибаны.

В чем разница между ошибаной и гербарием?

Гербарий – это высушенные растения, закрепленные на бумаге. Чтобы удалить элементы, подверженные гниению, их препарируют. Растение представляется как оно есть, задача гербария – продемонстрировать его природную красоту.

Ошибана предполагает составление композиций из высушенных частей растений. Другими словами, это – плоская флористика.

Ошибана (или осибана) переводится с японского как «плоские цветы».

Различаются эти два вида искусства еще и методом высушивания образцов. Для гербария это делается в специальной сетке, а для ошибаны растения кладутся под пресс. Для гербария и обычных цветочных аппликаций допустимо изменять природный цвет используемых элементов и добавлять рисованные детали, а для традиционной ошибаны – нет.

Гербарий (слева) и ошибана (справа)

Исторические корни

Вопреки своему японскому названию, первые образцы этого искусства были обнаружены археологами в гробнице матери Тутанхамона. Предположительно, зародилось оно в V веке до нашей эры.

В самой Японии ошибана появилась только в XIV веке, и занимались ей суровые дядьки-самураи. Составление композиций из цветов использовалось как медитативная техника, развивающая умение концентрироваться, и в то же время оставаться спонтанным. Женщины были «допущены» до ошибаны в Японии только три столетия назад.

В других азиатских странах, таких как Тайланд, Китай, Корея и др., ошибана тоже известна достаточно давно и считается уважаемым ремеслом. В XIX веке искусство ошибаны попало в Англию, где быстро прижилось, так как европейцы были к этому уже морально подготовлены с XVI века, когда началось распространение гербария (который сначала применялся исключительно в научных целях, а потом стал элементом декора).

-2

Композиции могут быть как совсем простыми, так и потрясающе сложными

Суть техники

1. Подготовка материала

Сначала нужно собрать все то, из чего в последующем будет собрана композиция. Тут существует несколько тонкостей:

  • Можно использовать не только цветы или листья, но и шелуху чеснока, семена, кору деревьев, хвойные иголки, чешуйки шишек, семенники растений (коробочка физалиса, парашютик одуванчика и т.д.), листья початка кукурузы, веточки, тополиный пух, бересту и все, что только может прийти в голову.
  • Чем цветок моложе, тем устойчивее будет его цвет.
  • Следует изучить стойкость цвета каждого используемого элемента, чтобы использовать вместе только те, которые будут выцветать вместе, иначе со временем будет нарастающая дисгармония.

Уровень стойкости

Представители

Низкий (от 2 до 10 лет)

Лютик, анютины глазки, тигровая лилия, настурция, флокс.

Средний (от 10 до 20 лет)

Ромашка, роза, гайлардия, бархатец, сальвия, рудбексия.

Высокий (более 20 лет)

Георгин, мальва, пион, листья деревьев, астра, маргаритка, василек, дельфиниум.

2. Обработка и хранение

Теперь весь материал нужно высушить и спрессовать. Чтобы быстро подготовить осенние листья, расправьте их, положите сверху несколько листов газеты и пройдитесь утюгом. Весь материал выкладывается на бумагу и остается на ней сохнуть. Когда подложка становится влажной, она меняется на новую. Сверху на все это кладется тяжелый груз.

Чем быстрее проходит сушка, тем меньше теряется цвет. Какие-то элементы, например, полевые цветы, высушиваются буквально за три-четыре дня, а для других может понадобиться целый месяц. Придется набраться терпения. Необходимо позаботиться о том, чтобы образцы как можно меньше контактировали с воздухом, холодом и солнечными лучами.

3. Составление композиции

Композиция составляется на картоне или плотной бумаге. Допустимо закрасить ее каким-то фоновым цветом. Если планируется сделать нечто совсем простое, то обходятся без наброска. В других случаях рекомендуется сначала обозначить расположение элементов карандашом.

Работать приходится с очень хрупким материалом, поэтому следует быть максимально аккуратным и использовать пинцет. Чтобы придать элементу нужную форму, его обрезают ножницами.

Закрепление происходит следующим образом: на края элемента наносится клей ПВА (но не переусердствуйте, чтобы он не проступил по бокам), затем деталь помещается на бумагу и легонько придавливается пинцетом.

Имейте в виду, что большие многослойные композиции могут в итоге весить до 10 кг! Используемая бумага или картон должны быть подобраны так, чтобы выдержать возможную нагрузку.

4. Завершение

Наконец, положите готовую композицию под пресс примерно на 12 часов. После этого ее можно вставлять в рамку и за стеклу. Профессионалы предварительно выкачивают между картиной и стеклом воздух, так как в вакууме растения дольше сохраняют свой изначальный вид.

Примеры работ

-3
-4
-5
-6