3,8K подписчиков

Уфимские татары – исконные жители Приуралья и основатели г.Уфы

4,1K прочитали

Наиболее раним источником по истории Уфы является «Отводная книга по Уфе». Она включает коллекцию документов об отводе (размежевание и передача в поместье) земель по Уфе с начала 1590-х гг. до 1624 г. Согласно этому источнику первые отводы земель для жителей города произошли в 1591 г. Таким образом, Уфа была заселена не ранее конца 1580 – начала 1590-х гг. В этом источнике фиксирует наличие в окрестностях Уфимской крепости татарской слободы на реке Урюзя (совр. территория г.Уфы).

Группа татар у пристани Красная Горка. Уфа. Фото нач. ХХ в.
Группа татар у пристани Красная Горка. Уфа. Фото нач. ХХ в.

Слободские уфимские татары

Слободские уфимские татары как особая группа отмечена в отводных документах 1591 г., то есть татарская слобода уже существовала к этому времени. Если о времени появления городского населения Уфы можно делать однозначные суждения – это были служилые люди из Центральной России и Среднего Поволжья переселенные сюда вскоре после возведения Уфимской крепости, то со слободскими татарами все не так однозначно. Обратимся к документам отводов поместных дач по Уфе в 1591 г. В этом году поместными окладами были пожалованы «уфимские вожи слободские татаровя без хлебного жалования Шугарко Коккузов и Игиличко Земанов. Дано им государева жалованья пашни на Великом поле по той же реке под Высоким же бугром подле Шугуровы же да Игиликовы пашни по 4 чети в поле человеку, а в дву потому ж, оклад их сполна». Итак, за службу двум слободским татарами были отведены участки пашни по 4 чети. Здесь же указывалась в чем заключалась их служба – они были возжи, то есть служилые люди, выполнявшие функции проводников в дальних походах. Возжами служили лица из местного населения, хорошо знавшие географию и жителей данного региона. Это может говорить о том, что слободские татары Шугарко Коккузов (Шугур Коккузов) и Игиличко Земанов (Иглич Заманов) проживали здесь еще со времен Казанского ханства.

Слободские татары проживали здесь еще со времен Казанского ханства.

Первый из них Шугур Коккузов – фигура деятельная и неординарная фиксируется и в других исторических документах данной эпохи. Ш. Коккузов принимал участие в строительстве Уфимской крепости, в 1601 г. в числе «уфимских татар» и «табынцев» состоял в дипломатической миссии к сыновьям сибирского хана Кучума, принимал участие в переходе на московскую службу будущего касимовского царя Араслана Алексеевича. Заметная роль Ш. Коккузова в дипломатических отношениях с сибирскими чингизидами может свидетельствовать о его тесной инкорпорации в татарскую клановую структуру и заметном влиянии среди представителей татарской аристократии.

Можно предположить, что уфимские татары являлись наследниками Ак Идель улуса Казанского ханства, проживавшие здесь еще во времена Казанского ханства и Золотой Орды. О том, что земли по р. Белой со времен Золотой Орды были населены мусульманами из Булгарского улуса, говорят и письменные источники. Уфимские татары была представителями оседлого мусульмнского населения с развитой традицией земледельческого хозяйствования. Еще до земельных отвода 1591 г. слободские татары Шугур Коккузов «с товарищи» распахали не менее 140 десятин пашни, часть из которой в результате размежевания была передана в дальнейшем уфимским служилым людям. В конце XVI в. слободским татарам в качестве жалованья за службу было отведены поместья: «Иткулу Бехтемирову, Сабанче Чилпанову, Исенбулату Коземанову, Игебердею Безгозеву, Шугуралею Кокузову «пашни на Великом поле по той же реке под Высоким же бугром подле Шугуровой же, да Игиликовой пашни по 4 чети в поле человеку».

Таким образом, функции слободских татар сводились не только а военно-дипломатической службе, но и в частичном обеспечении Уфимской крепости хлебом.

Другой важной формой хозяйственной деятельности уфимских татар была торговля. В грамоте из Приказа Казанского дворца верхотурскому воеводе Д.И. Миславскому и подьячему В. Шестакову от 15 ноября 1633 г. сообщалось, что «татаровя и казанские и уфимские татаравя ж» занимались скупкой «мягкой рухляди» (мехов) у ясачных людей Уфимской волости Верхотурского уезда.

 Татары. Уфимская губерния. Фото нач. ХХ в.
Татары. Уфимская губерния. Фото нач. ХХ в.

Возможно схожие функции представители данной социальной группы выполняли и в период Казанского и Ногайского господства. Как известно, в районе Уфы до строительства русской крепости находилась крупный военно-административный центр Золотой, а впоследствии Ногайской Орды, посредством которого контролировались перевозы на р.Белой и тракты соединявшие Среднее Поволжье и Сибирь, а также значительную территорию Западного Приуралья. Естественным условием поддержания жизнедеятельности крупного городского центра было наличие оседлого земледельческого населения, которое могло обеспечить его продовольствием и организовать оборону в случае военной угрозы.

Уфимские Татары - свойственники Казанских...

В пользу данной гипотезы, говорят наблюдения сделанные академиком П.С. Палласом в 1770 г. среди потомков слободских татар:

«На западной, южной и северо-западной сторонах Уфы жительствуют так нарицаемые Уфимские Татара, свойственники Казанских, но давно уже в сих странах поселившиеся. Они составляют, особливо в околотках между реками Белою и Иком, многочисленные жилища. Сии Татара из всех Уфимских селенников беспорно самые прилежнейшие земледельцы, и по большей части люди неубогие. Да и как можно им не иметь довольствуя и счастливого успеху при порядочном хозяйстве, кое между их видно... В окружности Уфы многие монументы, доказывающие жительство здесь некоего от башкирцев со всем особливого народа. Ибо две по ту сторону реки Диомы при отстоящих в 40 почти верстах от города Уфы Татарских деревнях Тирме и Калмаше находящиеся из кирпичу строенные мечети, и многия при них надгробные камни от части с Арабскими, а отчасти с коптическими надписями не Башкирского суть происхождения. Также и находящиеся между Уфою и Бирским по обеим сторонам реки Белой укрепленные места доказывают, что они построены не Башкирцами. Такое же укрепленное место находится еще от города Уфы по прямой линии к восточной стороне, почти в четырех верстах, и лежит на правом горном берегу реки сего названия».
План г. Уфы. 1871 г. https://retromap.ru/
План г. Уфы. 1871 г. https://retromap.ru/

Несмотря на то, что в результате рейда на Уфу кучумовичей и калмыков в 1635 г. сильно пострадали пригороды Уфы, а часть проживавших здесь татар погибла, уфимские татары как особая социальная группа Уфимского уезда продолжала существовать и фиксироваться в документах. В отписке приказчика Краснопольского острога И. Лукашевского верхотурскому воеводе Л.А. Лопухину от 15 июня 1682 г. сообщается, что в результате торговой деятельности среди уфимских татар жителя Мурзинской слободы Петрушки Козла выяснилось о готовящемся восстании башкирцев.

В челобитной, датируемой не позднее 17 февраля 1695 г. уфимские татары, а также мещеряки, казанские торговые люди и башкирцы просили освободить их от незаконных поборов верхотурского заставного головы Гаврилы Калашникова. Указом от 22 января 1719 г. уфимских татары, наряду с башкирцами и сибирскими ясачными иноземцами были исключены из ревизского учета и подушного оклада. Данное правило в отношении уфимских татар было подтверждено указом от 16 марта 1743 г. о проведении второй государственной ревизии. Уфимские татары фиксируются и в этнографических материалах второй половины XVIII в.

Радик Исхаков