В ходе Второй мировой войны продолжительность обучения новых пилотов немецких ВВС постоянно сокращалась. Данное описание отражает ситуацию во второй половине 1941 года в рядах пилотов Люфтваффе.
Когда будущий летчик поступал в ВВС Германии с гражданской жизни, его первым шагом было шестимесячное пребывание в школе призывников. Там основное внимание уделялось строевой и физической подготовке, а профильные предметы - элементарные лекции по основам радиосвязи и чтению карт.
После завершения базовой подготовки пилот-студент отправился в стажерскую летную компанию, где изучал темы общей авиации в течение двух месяцев. Подготовившись таким образом, он попадал в школу A/B (начальную летную школу), где учился управлять легкими самолетами, такими как Klemm 35, Focke Wulf 44 и Bücker 131.
Для получения лицензии А2 пилот-студент проходил уроки аэродинамики, авиационной техники, элементарной навигации, метеорологии, процедур полета и обучения приему сообщений по азбуке Морзе. Для получения лицензии B будущему кандидату предоставлялась возможность управлять более мощными самолетами, такие как Arado 66, Gotha 145 и Arado 76, а также более тяжелыми самолетами, такие как Junkers W33 и W44 и двухмоторный Focke-Wulf Fw 58, а также устаревшие истребители, такие как He 51, Ar 65 и Hs 123.
Арадо 66
После успешного завершения обучения с категорией B2 кандидат имел налёт от 100 до 150 часов и переходил в касту рядовых пилотов Люфтваффе (лицензию пилота) и значок пилота.
Те пилоты, которые были отобраны для работы в одномоторных истребителях или Ju 87 Stukas, теперь направлялись непосредственно в соответствующие технические школы для обучения этим специальностям.
Будущие пилоты двухмоторных тяжёлых истребителей, бомбардировщиков или самолетов-разведчиков отправлялись в летные школы категории “С”, где летали еще 50–60 часов за курс, продолжавшийся около шести месяцев. Эти пилоты прошли наземную подготовку по современной авионике и летали на устаревших действующих самолетах, например, в случае пилотов бомбардировщиков, на ранних моделях He 111, Ju 52, Ju 86 и Do 17.
Если пилот проходил обучение в C-школе, он получал лицензию ELF* (расширенную лицензию пилота). Теперь он мог управлять своим самолетом днем и ночью, имел ограниченную подготовку по полетам по приборам и мог выполнять простые навигационные полеты по пересеченной местности в ясных погодных условиях.
После окончания С-школы летчики-истребители двухмоторных истребителей и штурмовиков направлялись сразу в свой техникум, а пилоты бомбардировщиков и разведчиков получали еще 50-60 дополнительных часов полетов вслепую, прежде чем также пошли в свои техникумы.
Пилоты многоместных боевых самолетов (например бомбардировщиков) встречались со своими экипажами в различных техникумах (истребителях, бомбардировщиках, эсминцах, пикирующих бомбардировщиках и самолетах-разведчиках). Началась совместная подготовка экипажей на новейших военных самолетах. В целом занятия в этих техникумах были аналогичны занятиям летчиков-бомбардировщиков и разведчиков в училищах «С», но ночные и полеты по пересеченной местности были более длительными и выполнялись в менее благоприятных погодных условиях. После завершения обучения в техникумах экипажи обычно оставались вместе и переводились в оперативную часть.
После окончания соответствующих специализированных школ экипажи направлялись в одно из дополнительных подразделений (отрядов оперативной подготовки), приписанных к различным эскадрильям или группам. Там экипажи самолетов освоили особые тактические приемы действий частей, в которые они впоследствии войдут. Помимо дальнейших учений, дополнительные подразделения также служили «базой» для обученных экипажей самолетов до тех пор, пока они не были запрошены фронтовыми частями.
Спад профессионализма немецких лётчиков.
Битва за Британию стала первой крупной неудачей немецких Люфтваффе, но большая часть потерь в подготовленных экипажах была компенсирована за счет опоры на резервы. Кроме того, сравнительно невысокий уровень потерь в первой половине 1941 года позволил восполнить оставшиеся пробелы в рядах, не создавая излишнего напряжения в организации подготовки.
Однако огромный рост потерь с начала кампании в СССР (июнь 1941 г.) потребовал от летной учебной организации усилий, с которыми она не могла справиться в долгосрочной перспективе. За первые шесть месяцев кампании на Востоке Люфтваффе потеряло 2200 летных экипажей всех категорий, от всех возможных причин и на всех театрах военных действий вместе взятых. В течение следующих шести месяцев погибло почти такое же количество человек.
Кампания в России также оказала давление на летную подготовку из других отраслях: в начале 1942 года многие транспортные самолеты Ju 52 вместе с их экипажами были отозван и отправлены в Россию для усиления. Авиачасти, которые должны были снабжать отрезанные немецкие войска в котлах Демянска и Холма. Из-за понесенных потерь и нехватки в строевых частях многие из этих самолетов, инструкторов и экипажей так и не вернулись в свои учебные организации. Позже в том же году неуклонно растущее количество вылетов самолетов над линией фронта привело к нехватке авиационного топлива, что, в свою очередь, первоначально привело к ухудшению летной подготовки в школах.
Нехватка летных инструкторов, подходящих самолетов и топлива сорвала программу подготовки экипажей бомбардировщиков и разведчиков, что привело к краткосрочному избытку частично подготовленных пилотов в летных школах A/B, но в то же время к нехватке полностью подготовленных экипажей. В июле 1942 года руководитель учебной организации Люфтваффе генерал Кюль довел до сведения Геринга этот факт и сообщил, что для летных школ С такая ситуация будет невозможной. Как это часто бывает, у рейхмаршала был сообразительный ответ: он приказал расформировать С-школы и передать их задачи дополнительным подразделениям.
Это превышало возможности последних, поскольку у них не было ни достаточного количества самолетов, ни инструкторов, чтобы справиться с внезапным наплывом пилотов-студентов, и многие из них начали передавать их оперативным группам для завершения обучения. Конечным результатом этой запутанной ситуации стало то, что общий уровень подготовки новых экипажей бомбардировщиков и подразделений дальней разведки стал настолько низким, что выполнение оперативных задач стало ухудшаться.
В течение 1943 года новый руководитель учебной организации генерал-лейтенант Вернер Крайпе смог улучшить ситуацию и не допустить еще более быстрого ухудшения ситуации. Но даже простые экстренные решения, такие как введение в начале обучения краткосрочных курсов пилотов-планеристов, не могли скрыть нехватку хороших инструкторов, современных самолетов и, прежде всего, топлива.
В начале 1944 года новые немецкие летчики-истребители пополнили свои оперативные части с налетом около 160 часов, но это все еще было слишком мало по сравнению с более чем двукратным налетом их противников из Королевских ВВС и ВВС США.
В первой половине 1944 года дневные истребительные части Люфтваффе понесли многочисленные потери из-за более подготовленных американских пилотов дальних истребителей P-51 Mustang, которые также превосходили любые другие немецкие самолеты того времени. За этот период дневные истребительные части обороны Рейха потеряли около 2000 пилотов погибшими, ранеными или пропавшими без вести.
Плохо обученные летчики-истребители не могли противостоять противнику и понесли еще большие потери. А их ряды в свою очередь пополнялись еще более быстрыми и менее подготовленными пилотами, которые были для пилотов союзников еще менее серьезными противниками.
Теперь у многих новичков было всего около 112 летных часов, которые были распределены следующим образом: два часа с пилотами-планеристами и 50 часов полетов с двигателем на базовых тренажерах в школах А, 40 часов налета в школе летчиков-истребителей, 20 часов с дополнительной группой.
Кроме того, была добавлена так называемая программа «Грейхаунд», целью которой было спешно переоборудовать предыдущих пилотов-бомбардировщиков в летчиков-истребителей всего за 20 летных часов.
В совокупности эти меры привели к притоку пилотов, которые с трудом могли противостоять врагу.
В сентябре 1944 года учебная организация Люфтваффе сделала шаг к своей гибели, когда стратегические бомбардировщики союзников систематически уничтожали немецкую топливную промышленность Рейха. Производство авиационного топлива настолько не соответствовало потребностям ВВС, что пришлось свернуть даже боевые действия. В таких условиях летные школы, к которым раньше относились как к пасынкам, не смогли просуществовать долго. Сначала были закрыты начальные школы и многие техникумы, а после того, как последние студенты-летчики прошли специальные школы летчиков-истребителей, они также были расформированы, а их инструкторы отправлены на фронт.
К февралю 1945 года учебные операции Люфтваффе практически прекратили свое существование.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.