Не так уж много женских имён вписано в историю, и уж точно большинство из них не из IV века, без этой дамы мы могли и сегодня молиться своим старым богам.
В Ватикане в одном из музейных залов вы не пройдёте мимо двух саркофагов из красного порфира, они столь огромны, что не заметить их невозможно.
Для кого в действительности они были заказаны, уже не узнать, но использование в III-IV веках красного порфира из далёкого Египта намекает на царственной происхождение их владельцев.
Сейчас оба пусты (мы всё-таки в музее), но один из них некогда хранил останки канонизированной Елены Августы, матери императора Константина Великого, покинувшей сей бренный мир в 329 году.
Хождения по свету мощей Св. Елены просматривается в истории лишь эпизодически: они есть в Риме, в Венеции, в Трире и даже во Франции, естественно, везде они подлинные.
История бесценного саркофага из порфира прослеживается куда точнее: он был помещён в Мавзолее Елены под Римом и до IX века стоял непотревоженным, но тут мощно стартовал культ христианских святынь.
Полноразмерные фотографии можно посмотреть на нашем сайте и на большом мониторе.
В 840 году в поисках реликвий в Рим прибыли французские монахи из Hautvilliers Abbey. Мавзолей был вскрыт и часть мощей отправилась во Францию.
А так было можно? Ворам - да.
Тремя веками позже во время правления Папы Иннокентия II (1130-1143) из саркофага решено было достать оставшееся, так и сделали, попутно разбив крышку.
Саркофаг еще некоторое время оставался на месте, но в Мавзолее рухнул купол. Зачем добру пропадать, подумали праведные христиане? Саркофаг достали, отвезли в Рим, почистили и захоронили в нём следующего Папу Римского Анастасия IV (1153-1154).
Порфировая гробница, потерявшая законную владелицу, перемещалась неоднократно. Вакханалия прекратилась только в XVIII веке, когда по решению Папы Пия VI (1775-1799) её доставили в Ватикан.
"Он очень плохо обработан и повреждён, особенно барельефы, многие фигуры сломаны, некоторые утрачены".
Саркофаг неоднократно изучали историки-археологи: серьёзные дефекты обработки камня и примитивная манера исполнения декора позволяют говорить о том, что перед нами работа IV века.
Хотите получать уведомления о новых публикациях на этом канале? Зайдите на его главную страничку и активируйте колокольчик рядом с кнопкой "Вы подписаны".
Дефекты обработки, примитивный декор? Да, этот "гроб" блестит как новенький, а на лицах воинов даже угадываются эмоции.
Неоднократные перемещения и возраст в две тысячи лет, конечно, должны были нанести вред древнему памятнику, но повреждения незаметны!
Как говорится, большинство археологических открытий делается в библиотеке: сохранились, как минимум, два старинных изображения гробницы, где всадники ещё без шлемов... Сенсация? Нет.
В 1778 году саркофаг доставили в мастерскую Ватикана: 25 резчиков по камню работали над его реставрацией в течение девяти лет.
Вывод археологов оказался прост: спаситель порфировой гробницы Пий VI и его придворные реставраторы несут ответственность за то, что мы видим сегодня в музее Ватикана.
Почему столько шума вокруг этой глыбы порфира?
Согласно легенде её первой и законной владелице принадлежит заслуга обнаружения истинного Креста и других реликвий Страданий Христа.
В 325 году императрица Елена якобы лично обнаружила их в Святой земле и за несколько месяцев до смерти восьмидесятилетняя бабушка вернулась с ними в Рим.
Без этой женщины мы бы всё ещё верили своим старым Богам! Читайте эту захватывающую историю в нашем блоге.
Всем счастливых дорог!