Покажем закулисье одного из самых захватывающих спортивных шоу в мире, собирающего у телеэкранов суммарную аудиторию порядка 1,5 миллиарда человек.
Да-да, речь о чемпионате мира по кольцевым автогонкам, более известном как «Формула-1». Он проводится ежегодно с марта по ноябрь и состоит из отдельных этапов, имеющих статус Гран-при. В конце каждого сезона подводятся итоги турнира, с учетом суммы набранных очков, полученных за итоговые места в каждой из гонок.
F1 – сложный и высокотехнологичный вид спорта. Это не только и не столько соревнование «заряженных» спорткаров, сколько гонка продвинутых технологий и материалов, а также инженерных решений, объединяющих их в единое целое. Порой здесь сражаются за сантиметры от заграждений при прохождении виражей и десятые доли секунды на круге, причем как отдельные гонщики (так называемый «личный зачет»), так и команды-участники (так называемый «кубок конструкторов»).
Как обычно, нас больше интересует техническая сторона вопроса освещения гонок. Что находится за кулисами? Какие службы и специалисты задействуются и как взаимодействуют друг с другом для получения в режиме реального времени сочной телекартинки с кучей графиков, статистических выкладок и других полезных зрителю фактов? Как операторы, техподдержка и телеканалы справляются с демонстрацией настолько крохотных мелочей, учитывая гигантские площади автодромов и то, что болидов два десятка и носятся они на скоростях за 300 км/ч?
Техническая сторона съемочного процесса
Съемочный процесс, монтаж и передача картинки для 74 бродкастинговых компаний для трансляции по всему миру осуществляются в едином событийном техническом центре. Это временный павильон площадью 375 кв. м, его возводят в локации Гран-при за 5 дней до старта. За все время работы съемочной команды на этапе этот хаб принимает и передает 500 Тб данных – примерно в 50 раз больше телескопа «Хаббл» за год! Речь о картинке, звуке, тайминге, данных для графики – все превращается в 120 параллельных видеопотоков и прямых включений с автодрома.
Первые монтажные работы стартуют за 9 дней до первого выхода в эфир. По трассе прокладывается более 58 км кабелей, а вокруг устанавливается 38 антенн для качественной связи с каждой локальной камерой и головным офисом в Британии. 4 спустя прибывают 28 камер ультравысокого разрешения 4К – их распределяют по самым «жарким» с точки зрения будущей гонки местам трассы (поворотам, выездам из боксов и т.д.) Дополнительная вдоль трассы расставляют около 150 микрофонов и 30 устройств внешней синхронизации Genlock. Впечатляющая инфографика, не так ли?
На каждую гонку задействуется штат в 130 человек – формально они работают на F1 TV, но большинство из них приписаны к телеканалу Sky Sports F1. Альтернативные планы пит-лейн и ближних ракурсов с бортовых камер F1 TV, то есть попадают в трансляцию после обработки данных усилиями команды из 170 человек из британского медиацентра. Центральный зал базы – главная ТВ-галерея с 415 мультиканальным мониторами, на которые выводятся тысячи экранов с картинкой и всевозможной информацией по заезду. Работа здесь начинается с 6 утра в понедельник после предыдущего Гран-при – перерывов нет.
Картинку выводят на мониторы базы с задержкой от 180 до 250 мс (в зависимости от локации трека, передающей техники и камеры). Зрители на трибунах и у трассы видят ее на уличных экранах уже через 1,5 сек, а телезрители – с задержкой примерно в 6-7 сек. Монтажная и режиссерская команды пользуются теми же гарнитурами интерком для общения, что и бригады «Ф-1» на пит-уолл – чтобы как-то распределять голоса 60 человек с доступом в общий канал.
Накладывание на видео графики и рекламных баннеров
Монтаж графики для «Ф-1» в режиме реального времени – достаточно нетривиальная задача. Когда определенный момент нужно подсветить для международной картинки, в запасе у режиссеров на выбор есть от 15 до 20 вариантов наложений – вроде данных тахометра, режимов коробки передач и значка счетчика скорости на гало. Данные рассчитываются на основании 60 собираемых и передаваемых ежесекундно показателей – с трека прямо на базу.
Те же передатчики отдельно пересобирают и шифруют телеметрию и для команд – по определенным алгоритмам. Задваивать функции было бы слишком расточительно в плане финансов и объема используемой аппаратуры – потому команды разделили те же узлы между ТВ и ФИА. Регулятор получает те же данные, что и ТВ-компания, потому условно считается, что показатели «видимой» на телеэкране телеметрии совпадают с реальной информацией для персонала команд.
Задача группы графических дизайнеров – оперативно и аккуратно внедрить данные в красивую, понятную и доходчивую картинку, разместить ее на экране удобным для зрителя образом и дополнить краткими пояснениями. После чего ставится «вишенка на торте» – на видеоряд гонки накладывается очень реалистичная виртуальная реклама, для каждого региона своя. Иногда может доходить до смешного – при ошибке в монтаже она наезжает на объекты реального мира.
Кстати, имейте в виду: большинство баннеров второго плана и различные баннеры на траве – цифровые и разные для аудитории Европы, Америки и ближневосточного регионов. За счет такого незамысловатого трюка, а точнее, маркетингового хода к трансляциям «Ф-1» с каждым сезоном привлекается все больше спонсоров.
Кто говорит? Слон. Откуда? От верблюда
В медиацентре функционирует отдельная зона, буквально напичканная оборудованием – это место прослушивания и транскрипции радиопереговоров между гонщиками и командными мостиками. В общей сложности персонал F1 TV прослушивает колоссальный объем аудиодорожек, поступающих от всех 20 команд, обладая доступом к каждому слову, переданному в эфир – без цензуры со стороны команд.
Именно здесь решают, какие переговоры перенаправлять в трансляцию – у монтажеров есть право прерывать комментаторов, если они «раскопали» какую-то, по их мнению, важную деталь командной тактики или комментария пилота или механика. Если же информацию стоит подсветить, однако тон и эмоция разговора не так важны, радиоперехват транскрибируют и выводят на экран в виде цитаты – разумеется, с «запиканной» (******) нецензурной лексикой.
Некоторые задержки в передаче переговоров в эфир практически неизбежны – особенно на коротких кругах вроде 70 сек на Гран-при Австрии. Тем не менее, для борьбы с критикой «выборочности» и искусственной режиссуры трансляции принято несколько правил при работе с переговорами:
- Стараться передавать разговор в течение того же круга (максимум – на следующий). Исключения допустимы только в моменты наивысшего накала вроде стартов, финишей, аварий или просто масштабных схваток на треке – в такие моменты радио всех пилотов просто не выведешь одновременно, и кто-то физически попадет в эфир чуть позже
- Не давать в эфир повторяющиеся жалобы и потенциально опасные с точки зрения реакции общественности фразы. Это негласное правило появилось после скандала с трансляцией ругани гонщика Ферстаппена в адрес Стролла после одной из аварий – Макс назвал Ланса «монголом», взбесил целую страну и привел к правке Оксфордского словаря
- Делать акцент на живых «жизненных» комментариях, объясняющих текущий момент гонки, без монтажа и обрезания слов, меняющих контекст
Трасса глазами гонщика и не только
Нынешние бортовые камеры для болидов «Формулы-1» изобретены и собраны в отдельном экспериментальном подразделении. Их производят и настраивают здесь для всех серий «Либерти Медиа» («Ф-1», «Ф-2» и «Ф-3»).
В высшем классе на 20-22 машины приходится 90 камер – и база может принимать картинку одновременно с 24. Видео с остальных в этот момент пишется на внутренний накопитель – затем данные скачивают после гонки и снятия камеры. Можно загрузить повтор и во время заезда в режиме онлайн, но для этого придется выключить одну из 24 онлайн-дорожек, подключиться к нужной камере, загрузить отснятое и найти момент на перемотке.
Помогает умная кодировка и постоянная расстановка маркеров времени – штат F1 TV придумал специальный алгоритм для упрощения синхронизации с остальными видео- и аудиодорожками. А она крайне необходима, ведь данные с камер постоянно нужно компилировать с записью на 2 направленных микрофона с каждого болида. Любопытная деталь: один из микрофонов закреплен прямо напротив выхлопной трубы – «фишку» придумали для прекращения жалоб на «ослабевший» звук турбомоторов V6 после эры V8.
На каждую машину могут повесить до 5 камер суммарной массой 1,7 кг. Классическая схема такая: 2 ставят на «гребне» моторного отсека – с ракурсом вперед (над шлемом) и назад. Еще 1 устанавливают в крепление гало – она смотрит прямо на шлем пилота. Еще одна камера прячется в носу и создает фантастически близкий к асфальту план с невероятным ощущением скорости. И последняя, с обзором в 360°, интегрирована в середину шасси – в гонке она не используется, планы с нее обычно домонтируют для хайлайтов и шоу с разборами деталей.
Размеры и вес стандартизованы для всего пелотона, но каждая команда вправе согласиться на дополнительное оборудование – хотя оно и может повлиять на распределение балласта. А для минимизации вреда аэродинамическим потокам корпуса камер специально делают одинаково обтекаемыми. Сэйфти-кары и медкары тоже обвешаны съемочным оборудованием.
Сигнал с них и передается на 38 антенн, буквально натыканных вокруг трека – они работают по Wi-Fi и обмениваются информацией и с командой, и с режиссерами трансляции. Данные и радиопереговоры передаются на частоте 5 ГГц, для видео зарезервирован канал 10 ГГц. Официальный поставщик «Ф-1» Tata Communications формирует во время гонки нечто вроде частной локальной LTE-сети.
Первые бортовые камеры современного формата разработаны в 1989 году – и тоже соответствующим подразделением «Формулы-1». Также в том сезоне тестировали еще несколько новых ракурсов – например, съемку работы с педалями. Такие ракурсы вместе с «хвостовыми» и «лицевыми» видео снимают на миниустройства массой буквально 60 г.
В процессе многолетних тестов выяснилось: из-за огромных гоночных нагрузок на машины невозможно установить обычные консьюмерские камеры, да и влияние на скорость было слишком большим. Потому «Ф-1» занялась разработкой и адаптацией технологий вместе с активным обменом ноу-хау с MotoGP и NASCAR.
А с 2021 года «Формула-1» адаптировала и поставила в серию новые ракурсы из шлема – «глазами пилотов»! Благодаря крошечным камерам диаметром 8 мм и массой 2,5 г – они находится сбоку в шлеме, и пилот ее даже не ощущает: новая технология никак не меняет защитные свойства, а электроника не выделяет дополнительное тепло.
На Гран-при Японии недавно испытали оптическую стабилизацию. Для такой фантастически плавной картинки словно из бобслея на болид за плечо пилота установили дополнительную камеру. Также еще ракурс «с задней балки безопасности» – самой выступающей части болида в его хвосте. Вышел аналог носовой камеры для ощущения скорости. Какие еще ракурсы изобретет команда F1 TV?
Назад в… будущее. Неожиданно консервативный подход
Несмотря на то, что «Формула-1» – один из самых продвинутых видов спорта в точки зрения технологий, по части съемок боссы серии проповедуют иной подход. Например, в F1 отказалась от перехода на камеры разрешения 8К (на которые снимали Олимпиаду в Токио) и не собирается переходить на роботов – хотя, казалось бы, им проще всего ловить в объективы болиды на скорости 300 км/ч.
В данный момент съемочное подразделение «Ф-1» рассчитывает на штат профессиональных операторов топового класса – у каждого контракт на 18 этапов в сезоне, и между ними происходит ротация (ведь в календаре уже 22 Гран-при).
Еще один съемочный эксперимент провели на Гран-при Испании 2022 – попробовали поснимать последнюю связку поворотов с дрона. Организаторы рассчитывали, что дрон заменит вертолет: в теории он может лететь ближе к трассе (на высоте 10-15 м) и предоставлять более качественную картинку. Однако зрители раскритиковали результат – картинка тряслась и плыла, многие жаловались на укачивание.
Звезды не сошлись по объективным причинам: летающие камеры пока не могут разгоняться свыше 120 км/ч, а для болидов такая скорость – выходы из «медленных» поворотов. Выходит, дрон либо все равно не выполняет задачу по улучшению съемок, либо ускоряется для удержания в фокусе болида и теряет стабильность – картинка начинает трястись и плыть.
Еще два немаловажных момента: питание и безопасность. Аккумуляторы на дронах пока слишком ограничены, устройства нельзя использовать беспрерывно. На трибунах очень много болельщиков, а дроны не могут не пролетать над зонами их размещения.
Дополнительное ограничение – перегрузка радиоканалов для связи: они нужны командам, ФИА, маршалам, организаторам гонки, полиции, медикам и пожарным, а еще «обычной» съемочной бригаде. Пересматривать все распределения частот только ради пары дронов пока сочли слишком расточительным – летающая техника останется для предгоночных шоу на ночных Гран-при, но идея снимать на них заезды пока поставлена на паузу и пересмотр.
В остальном же главный вектор развития трансляций – апдейты графики при помощи все новых и новых аналитических инструментов от партнера AWS. Новые «фичи» добавляют буквально каждые 2-3 месяца – например, износ шин. Или близость к стенам.
А какие аспекты трансляций «Формулы-1» – в топе вашего рейтинга?
Источник: Autosport.com
Источник: Sports.ru
Подписывайтесь на наш блог, чтобы держать руку на пульсе современных аудиовизуальных и IT-технологий, первыми используя лучшие решения в работе и повседневной жизни.