Сказки, предложенные вам для ознакомления, показывают то, что интересовало жителей Онгудая в те далекие времена.
Большая часть сказок связана с феноменом «шамана», но и небесные тела также интересовали простых жителей.
Я выбрала из большого перечня сказки только жителей Онгудая.
Всего оказалось 7 записей.
Джарканат (летучая мышь) прежде был камом (шаманом). Джаячи-хан призвал кама Джарканата камлать над своим больным сыном. Джарканат покамлал и объявил, что нужно поднести жертву Ерлик-хану из 9 черных лысых коней, 9 черных быков и 9 черных баранов. Джаячи-хан велел заколоть животных, но не доверял каму. Когда тот стал камлать сам пошел за ним следом в подземное царство Ерлика.
Ерлик-хан не принял жертву. По тогдашнему обычаю следовало, если хотят, чтобы больной человек выздоровел, а Ерлик животную жертву не принимает, вместо больного человека надо принести в жертву здорового человека. Джарканат вернулся от Ерлик-хана и сказал Джаячи-хану, что Ерлик-хан не принял жертву.
- Зачем же ты не остался сам у него (т.е. не отдал себя в жертву)?- спросил Джаячи-хан.
- Летай же ты после этого только ночью, и пусть от тебя не будет людям никакой пользы.
Пöчöк, крещеный Алтаец с. Ангудай.
Джельбеген очень губил людей. Учьбурхан, т. е три бога, советовались между собой, что делать. Солнце сказало: «Я бы спустилось на землю, но от моего жара люди сгорят»
Месяц сказал: «От жара, пожалуй, сгорят, но мой холод может быть стерпят». Он спустился и застал Джельбегеня евшим ягоды на черемухе. Месяц схватил его вместе с кустом, посадил за пазуху и унес с собой на небо. От джельбегенева прожорства уцелело только восемь человек; из них и расплодились люди.
Почук, крещеный Алтаец в с. Ангудай в Алтае
Коголь-Майман охотился за уч-мыйгаком. Одна звезда из Ориона – собака Коголя, другая – его беркут, третья – стрела; остальные три звезды – хвост Уч-мыйгака. Этому Коголь-Майману молятся звероловы и просят об удаче.
Енчу, Алтаец, шаман. С. Ангудай
Земля состоит из семи слоев; на каждом народ. В сказках говорится: джеты кат джердынг дже сокты – пробил семь слоев земли.
Алексей, крещеный Телеут. С. Ангудай
У Тэнгрэ-Буркана есть Каджир-Буура (т.е., верблюд). Его коренной зуб (азу тыжи) есть молния. У Каджира на спине четыре горба (терт оркеш), которые соответствуют четырем днам неба (терт туб).
Почук, крещеный Алтаец, С. Ангудай.
Молния называется курдайдынг ялыш, гром – курдайдынг кукурт. Если бьет молния, значит, Кудай (небо) уносит с земли бурундука (корюк) на небо; зачем-то он ему нужен.
Найба, Алтаец в Ангудае.
Четыре канна (царя) держатся за «небесную пуговицу», тэнгринынг тобчiсы; этим крепится мир.
Четыре эти кана: Кункырь-каан, Еден пуду каан, Чаган-каан и Амырсананынг улы Темiрсана.
Почук, крещеный Алтаец. С. Ангудай
Очерки Северо-Западной Монголии.
Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества
Членом-сотрудником оного
Г. Н. Потаниным
Выпуск 4
Материалы этнографические
С. Петербург
Типография В. Киршбаума, в д. М-ва Финансов, на Дворцовой площади
1883 г.
Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина. фото автора