Врожденные нарушения слуха у детей: как определить?

Нарушения слуха можно разбить на две категории – наследственные (или врожденные) и приобретенные. К первой группе относятся дефекты, которые изначально не давали слуховому анализатору нормально функционировать, ко второй – повреждения анализатора различного характера.

Нарушения слуха можно разбить на две категории – наследственные (или врожденные) и приобретенные.

Так, наследственные и врожденные нарушения могут иметь генетический аспект: современной медицине известно более 100 генов, мутации в которых могут привести к развитию подобной патологии. При этом подавляющее большинство наследственных форм - это аутосомно-рецессивные несиндромальные нарушения слуха. Также спровоцировать патологию могут тяжёлое течение беременности и трудные роды. Согласно статистике, если у женщины были угрозы выкидыша во время вынашивания плода, вероятность появления на свет малыша с нарушениями слуха становится выше. В результате трудных родов ребенок может столкнуться с кислородным голоданием, что окажет влияние на развитие его мозга, а также слуха. По этой причине рекомендуется, чтобы дети из группы риска находились под контролем соответствующего специалиста.

Своевременная диагностика позволит выявить степень и характер нарушения, что повышает шансы нивелировать неблагоприятное воздействие и по возможности восстановить слух ребенка. Кроме того, необходимо исключить повреждения барабанной перепонки, инфекции или другие патологические состояния. Не менее важно обратить внимание на сопутствующую симптоматику, если она имеет место быть.

Проведение проверки слуха у детей осуществляется на второй и третий день жизни с помощью аудиологического скрининга. В случае обнаружения нарушений, ребенка направляют на дополнительные обследования. Проявить настороженность могут и сами родители. Дело в том, что ребенок до 28 дней должен реагировать на звуки:

  • поворачивать голову на голос;
  • просыпаться из-за громких звуков;
  • вздрагивать в ответ на громкий звук.

В 2-3 месяца у ребенка появляются более разнообразные реакции: он узнает голоса родителей и реагирует на них, проявляет интерес к звукам, прислушивается. А в 3-4 месяца появляется речевая реакция — гуление. Отсутствие подобной реакции свидетельствует о слуховых нарушениях. Если к 5-6 месяцам нет лепета, то это может оказать негативное влияние на психоэмоциональное и речевое развитие ребенка. Таким образом, отсутствие реакции на звуки или лепета – это повод обратиться к специалисту с целью расширенной проверки слуха.

Кстати, на бесплатном марафоне вебинаров «Головокружение и тиннитус: как не заблудиться в симптомах», который стартует 10 октября, можно узнать больше о различных причинах нарушения слуха, способах диагностики и лечения.

Еще больше полезной информации о медицине и аккредитации медработников читайте на сайте Академии медицинского образования