Новые правила перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, вступившие в силу с 1 сентября, должны были сократить число коммунальных разборок в плацкартных и купейных вагонах. А получилось наоборот. Любители покачать права, недовольные на весь мир и просто нетрезвые граждане с верхних полок начали терроризировать соседей снизу. Но те уже знают как отражать атаки. Причем, тоже со ссылкой на новые правила.
Что случилось?
В сентябре 2023 года вступил в действие приказ Министерства транспорта, утвердивший новые правила перевозок пассажиров на железной дороге. Особенный ажиотаж вызвал вот этот пункт:
93. По требованию проводника вагона поездов дальнего следования пассажир, проезжающий на нижней полке, обязан предоставить место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приема пищи. Время для приема пищи составляет в утренние часы (с 7:00 до 10:00) и вечерние часы (с 19:00 до 21:00) не более 30 минут, в обеденное время (12:00 до 15:00) не более 1 часа.
Подавалось нововведение как благо: пассажиры с верхних полок получили законное право питаться за столиком внизу. Теперь для того, чтобы за него сесть, не нужно никого упрашивать и ни с кем ругаться: можно смело ссылаться на новые правила.
На практике это привело к всплеску конфликтных ситуаций. Железнодорожные форумы кипят от отзывов недовольных как с верхних, так и с нижних полок:
«В семь утра с верхней полки слезла попутчица и стала будить меня, чтобы позавтракать, ссылаясь на новый закон».
"Я же по-русски разговариваю, вы что не понимаете? Освободите мне нижнюю полку. Я хочу чаю. Вы обязаны меня пустить по новому закону".
"Я ему говорю: я есть хочу! А он меня к такой-то матери послал!"
Напор и бесцеремонность некоторых пассажиров сверху, вызвала бурю возмущения у тех, кто купил билеты на нижние полки.
"Чем больше платишь, тем меньше прав"
Такой отзыв написала одна пассажирка, проехавшая в сентябре в купе на нижней полке. Ее билет был дороже, чем у соседа сверху:
"Получается, я плачу больше, а распоряжаться своим местом не могу. В то же время тот, кто едет на верхней полке, даже за меньшую плату может ехать и на своей полке и часть времени на моей", - возмущается женщина.
Действительно, особенно на короткой дистанции, если путешествие длится, скажем, с 9.00 до 13.00, получается, что полтора часа из четырех в дороге пассажир снизу не имеет права лечь на свое место, поскольку у того, кто сверху, с 9.30 до 10.00 и с 12.00 до 13.00 может быть завтрак и обед. Купил купе, а по факту как в сидячем?
В советское время право пассажира сверху садиться на нижнюю полку для приема пищи специально не оговаривалось. При этом билеты на все полки стоили одинаково: тут уж как повезет. Сначала, как правило, раскупали нижние полки. Считалось, что они более комфортные: не придется никуда забираться. Впрочем, некоторые всегда любили ездить на верхних именно потому, что на свое спальное место не нужно пускать посторонних.
Не все так однозначно
После того, как появились первые случаи скандалов из-за требований пассажиров верхних полок предоставить им место для еды внизу по новым правилам, перечитывать эти самые правила начали и те, кто любит ездить внизу. Вместе с юристами. Нашли много интересного. И активно применяют на практике.
Одна коллега рассказала мне основные аргументы, которые использует, чтобы не пускать пассажира сверху на нижнюю полку, если он ведет себя слишком нагло или просто ей хочется еще поспать:
1. "По требованию проводника вагона"
В новых правилах четко написано, что сами пассажиры верхних полок не имеют права ничего требовать. Требовать может только проводник. А за ним нужно еще сходить. И он должен быть в этот момент именно в вашем вагоне и захотеть вмешаться.
2. Нет слова "полка"
В правилах использована формулировка "обязан предоставить место у столика пассажиру", но нигде не сказано, что это именно нижняя полка. Место может быть, например, в проходе между полками. Некоторые пассажиры на полном серьезе требуют, чтобы проводник принес табуретку или стульчик и поставил в проход между полками на время приема пищи.
3. Кто решает когда?
В пункте 93 правил, который мы с вами внимательно прочитали, указаны интервалы для приема пищи и время, которое на это отводится. Но не сказано, кто решает в какую часть интервала пассажир снизу должен пускать верхнего. Естественно, те, кто едут на нижних полках, истолковали это в свою пользу:
"Я вас обязана пустить позавтракать на полчаса до 10 утра. А сейчас только 7! Вот и не будите меня раньше 9.30!"
А если пассажиру сверху нужно уже выходить из поезда в 8.00, получается, что попить чайку утром вообще не получится.
4. Нет штрафных санкций
В новых правилах ничего не сказано об ответственности пассажира снизу, если он не пустит того, кто едет на верхней полке к столику в указанные интервалы.
5. Смотрите пункт выше
Кроме пункта 93, в правилах есть пункт 92. Им стали активно пользоваться пассажиры снизу.
92. Каждый пассажир при наличии проездного документа (билета) занимает место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест. При наличии свободных мест допускается предоставление пассажиру дополнительных мест при условии оплаты их полной стоимости по тарифу на перевозку взрослого пассажира и оформлении дополнительных проездных документов (билетов). Проезд на оплаченных пассажиром местах допускается только для пассажиров, указанных в проездных документах.
Вот это последнее предложение и дает право пассажирам снизу не пускать никого на свое место, ведь в билете указано его имя.
Похоже, не все в новых правилах так уж однозначно.
По факту разруливать такие ситуации приходится проводникам. Если пассажир снизу не уступает, проводник часто предлагает поесть в другом купе на свободном месте или даже в служебном купе самого проводника. Такая практика за первый месяц действия новых правил.
Если повезёт
Когда человек возвращается из поездки поездом, после вопроса "Как доехал?" как правило следует "Повезло ли с попутчиками?"
Конечно, в подавляющем большинстве случаев люди пускали и пускают соседей сверху покушать за столом без всяких правил. Просто из уважения к другому человеку. Или покупают билеты в СВ, где такой проблемы нет.
И все же попутчики в поезде - это всегда сюрприз. Кого-то соседи еще и обедом угощают, кто-то находит интересного собеседника, а кто-то даже встречает свое счастье. Если повезёт.
А как вы себя ведете, если не повезло с попутчиком? Всегда пускаете покушать того, кто едет на верхней полке? Как вам новые правила? Напишите в комментариях!
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на канал!
Новые материалы также в моем телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel