Найти тему

Активация мозга гипо- и гипер- активных детей

Частенько в школе, или на детской игровой площадке наблюдается следующая картина: среди всех детей выбивается пара-тройка , которые либо сильно активны и мешают всем, либо заторможены и как будто их нет.

Для начала предлагаю рассмотреть основные качества личности гипер- и гипоактивного ребенка. Сперва стоит разобраться в первопричинах появления таких синдромов. Кто такие гипо- и гиперактивные дети? Какие особенности их поведения? Почему они такие? Как помочь таким детям быть академически успешными?

(Для тех, кто дочитает статью до конца "маленький бонус" - практические приемы помощи)

Гиперактивность - признаки чрезмерной психической и моторной активности.
Гиперактивность - признаки чрезмерной психической и моторной активности.

Гиперактивный ребенок – ребенок, который сочетает в себе признаки чрезмерной психической и моторной активности. Сложно провести четкую границу этого симптома: им свойственны повышенная невнимательность, импульсивность, могут очень легко обрадоваться и так же легко расстроиться.

Причины гиперактивности:

1. Наследственность. По данным некоторых специалистов, у 57% родителей, у чьих детей выявлен этот синдром, было трудное детство.

2. Беременность и роды. Гиперактивность связана с органическим поражением головного мозга, которое возникает во время беременности, родов, а также в первые дни жизни ребенка.

3. Питание. Многие современные педиатры склонны считать, что неправильное питание ребенка может быть одной из причин гиперактивного поведения ребенка. Так, продукты содержащие консерванты, ароматизаторы, пищевые красители, оказывают существенное влияние на нейропсихические процессы.

4. Окружающая среда. Современными учеными было доказано губительное влияние солей кадмия и молибдена, которые ведут к тяжелым расстройствам центральной нервной системы. Стоит отметить, что кадмий находится практически всегда рядом с нами. Так, например, его используют в электроприборах и различных механизмах: резине, пластмассе, батарейках, фотографиях.

Гипоактивный ребенок – совершенная противоположность гиперактивному ребенку. Такие дети зачастую пассивны, малоподвижны, малообщительны со сверстниками.

Гипоактивность - пассивность, малоподвижность, малообщительность
Гипоактивность - пассивность, малоподвижность, малообщительность

Причины гипоактивности:

1. Беременность и роды. Причиной детской гипоактивности может быть родовая травма. В такой ситуации мозговая активность гораздо ниже обычного из-за повреждения подкорковых структур.

2. Питание. Важно, чтобы в питании ребенка не преобладали углеводы, т.к. это может способствовать появлению лени и снижению уровня познавательной активности.

Чем мы можем помочь таким деткам?

Гипоактивным - вестибулярная стимуляция мозга.

Нужно ребенку покружиться или сделать несколько движений шеей в бока, вперед-назад, потянуть вверх, наклонить вниз - т.е поменять положение тела, особенно положение головы.

Эти упражнения помогу и тем деткам, которые не проявляют гипо- или гипер- функций, а просто устали.

У таких детей страдает система активации мозга, если ребенок не сам идет пешком, вприпрыжку, бегом в школу, а его везут на машине, например.

Для активации мозга его можно взять подмышки и покружить вокруг себя, тем самым оживить мозговую активность.

Гиперактивным - проприоцептивные стимулы.

Что такое проприоцепция?

Проприоцепция - внутренние ощущения, глубокое мышечное чувство, когда мы не видим руку, например, но знаем, что в этот момент на ней раскрыты пальцы и т.п., осознование в каком пложении пальцы, суставы... - это чувство тела.

Проприоцептивные сигналы идут в мозг по пути без центра активации.

Что относится к проприоцептивным стимулам:

1. Движение (двигательная активность)

Для деток помладше - тянуть, толкать, давить.

Для ребят постарше - сжимание ладоней на уровне груди.

Таким образом активируются проприоцептивные рецепторы, мозг получает необходимую стимуляцию, это делается для того, чтобы сработал переключатель, чтоб включился путь "а мне интересно".

Гиперактивным детям обязательно нужна помощь специалистов - нейропсихологов, специалистов по сенсорной интергации.

Если нет такого специалиста в школе, в городе, да или просто нет финансовой возможности ходить к нему, чтоб ребенок стал более усидчивым можно применить каждодневные отжимания, приседания, подтягивания.

2. Сенсорная терапия

  • лепка - в т.ч. лепка с мамой пельменей, замешивание теста;
  • резка хлеба;
  • мыть полы шваброй или руками.

Чтоб ребенок лучше учился - надо дать его мозгу стимулы из обычной жизни. Это даст ребенку оптимизировать уровень возбуждения

3. Вибрация

С такими детьми хорошо работает вибрация - можно для этого использовать вибромассажер.

4. Тактильная стимуляция

Глубокие надавливания - массаж, например; можно пройти по ребенку руками, сильно продавливая, нажимая, минуя области суставов: на ладошки, на предплечья, на плечо, на грудные мышцы. Это снизит излишнюю активацию, сделает её оптимальной для обучения.

Тактильной стимуляцией ребенок и сам может помочь себе, например, во время урока - для этого подойдет кистевой эспандер.

Кистевые эспандеры
Кистевые эспандеры

Физкультминутки - это помощь всем ученикам во время урока. Исследованиями установлено, что младшего школьного звена полминутные физкультминутки каждые 15 минут (например, наклоны головой) приводят к усвоению большей информации.

И "маленький бонус" тем кто дочитал статью до конца:

У издательства Линка Пресс есть книга Годдард Блайт Салли. "Оценка нейромоторной готовности к обучению."
Там представлены тесты для оценки нейромоторной готовности, мышечного чувства и связи между мозгом и телом, оценки вестибулярной системы. А в конце книги есть упражнения для нейропсихологов, которые могут использовать и учителя, и родители, и даже сами дети, чтоб помочь себе во время перемены.
Этот комплекс может применяться для профилактики.
Программа там расписана на 9-12 месяцев, т.е. комплекс упражнений на весь год.

Спасибо, что читаете канал. Подписывайтесь, дальше будет интереснее.

С пожеланиями хорошей академической успеваемости Вашим деткам, прощаюсь с Вами до следующей статьи.