Современная мода благодаря мгновенному распространению информации во многом космополитична: во всем мире люди одеваются примерно одинаково. Так что далеко не всегда по внешнему виду можно отличить жительницу столицы от стильной провинциалки.
А вот сто лет назад проблем с этим было намного меньше, а траты на одежду были почти отчаянными. На деньги, потраченные на гардероб сибирячки, можно было купить несколько домов с огородом и жилыми постройками.
О том, как одевались тюменцы на рубеже XIX – XX веков, рассказала хозяйка «Мастерской исторического костюма», художник, дизайнер Екатерина Макарова.
Мужская мода менялась довольно флегматично, пожалуй, единственным ярким моментом в стильных нововведениях XIX века стало изменение высоты талии: до 40-х годов она была завышенная. А вот у женщин каждые 5 – 10 лет менялось все – от нижней юбки с корсетом до верхнего платья.
Эпоха модерна и преобразований
На рубеже веков царила эпоха модерна. Это было время больших преобразований. Вслед за возможностью получить образование слабый пол приобрел и права.
Жизненная позиция становилась все более активной. В России развиваются социальные теории, появляются первые революционеры и революционерки. Мария Кюри производит переворот в научном мире, получив нобелевскую премию.
Благодаря международным научно-техническим выставкам, возникшим в 1860-е годы, увеличивается и скорость распространения информации. И это напрямую влияет на провинциальную моду.
Как известно, на международных выставках собирались все серьезные бизнесмены из разных стран. Промышленники из Тюмени привозили свои товары: кожу, мебель, сувениры из кости мамонта, изделия из металла. Всем экспонентам нужно было соответствовать мировому дресс-коду, поскольку в те времена жили согласно пословице «Встречаем по одежке».
Не такого качества сукно или плохая посадка костюма могли навредить бизнесу не меньше, чем бракованные товары: с человеком, не соответствующим трендам, просто не имели дел. Так что тюменские купцы, участвующие в международных экспо, были одеты не хуже московских коллег.
Французская мода с доставкой в Сибирь
В середине XIX века распространяются модные журналы. Законодателем стиля становится Париж. Французский глянец доставлялся в российскую столицу. Спустя две недели после выхода журнал в переводе уже читали петербургские и московские модницы.
Еще две недели уходило на то, чтобы распространить журнал по всем губерниям Российской Империи. Мировые тренды добирались до Сибири спустя месяц после появления. Так в гардеробе у тюменских девушек появлялись новые платья – их шили по выкройкам.
Базовый гардероб
Базовый гардероб городской девушки был внушительным. Судите сами: в хорошем приданном насчитывалось по 20 пар нижнего белья. Это минимум три слоя одежды: нательная сорочка, корсет, нижняя юбка, камисоль (накорсетник). Количество платьев зависело от финансовых возможностей семьи.
Как известно, в течение дня было принято часто переодеваться. На утреннюю прогулку можно было надеть платье в светлых тонах – утреннее, к столу облачались в обеденное, после приема пищи – в послеобеденное платье (например, чайное), а затем в вечернее или бальное платье.
При этом, на бал, равно как и в оперу или в театр, неприлично было появляться дважды в одном и том же наряде. К слову, в Тюмени давали балы в Клубе приказчиков.
А вот девушкам с активной жизненной позицией было достаточно двух платьев на день. Это и понятно, ведь на постоянное переодевание ушла бы большая часть дня.
Нижнее белье
Как уже говорилось, в минимальный набор нижнего белья входил корсет, нижняя юбка, комбинация, могли быть панталоны или нательная рубашка.
Самым скандальным элементом являлись панталоны. Они появились в 1860 году из-за моды на кринолины (юбки-абажуры). С ними часто происходили конфузы: кринолин мог случайно подняться и открыть зону выше колена, обнаружив на даме панталоны, – это было очень неприлично. В 1880-е годы панталоны уже использовались массово и стали полноправной частью женского гардероба.
Культовым элементом нижнего белья являлся корсет. Благодаря развитию металлургической промышленности и смекалки корсет быстро дешевел и максимально упрощался.
Появляется застежка бюск – металлическая пластинка с петлями и крючками, а также революционная шнуровка – шнурок завязан прямо посередине спины, что позволило облачаться в корсет полностью самостоятельно. В 1890-е входят в моду цветные корсеты. Позже появляются корсеты для купания, верховой езды, отдыха и спорта.
На рубеже веков в Тюмень часто завозили корсеты с Украины, московского корсетного завода и из Петербурга.
Пуш-ап и аксессуары
Не последнюю роль в создании модного образа играли тургоры – подушечки-накладки для придания силуэта. Говоря современным языком, это накладные элементы для создания пуш-ап эффекта. Ими пользовались и мужчины, и женщины всех слоев населения. Представители сильного пола подкладывали тургоры под икры, дамы – в область груди и бедер.
Самым ходовым украшением были броши. Носить их невероятно модно было по центру воротниковой зоны (там, где у мужчин находится узел галстука). Обеспеченные дамочки могли позволить себе ремень с дорогой бляшкой и сумочку с золотой вышивкой. К слову, вышивка эта действительно была драгоценной, в ней использовались нити с содержанием золота.
Крестьянский и городской стиль
Несмотря на то, что деревенские девушки могли сшить платье по глянцевому журналу, они все равно сильно отличались от светских модниц. А все потому, что в этой среде культивировался образ статной женщины. «Никакой талии и груди ей не нужно. Ей нужны сильные руки, сильные ноги, она должна коней останавливать и избы тушить», – поясняет Екатерина Макарова.
В тюменских деревнях и весях можно было часто встретить парочку (костюм из юбки и кофты), скроенную по архангельскому образцу. В то время на территории современного региона проживало много переселенцев из Архангельской губернии. Они переезжали в Сибирь целыми деревнями и вместе со своими домами и скарбом перевозили стиль в одежде.
В отличие от деревенских горожанкам было важно подчеркнуть талию корсетом. В 1910-е годы в моду входит силуэт «голубиная грудка» – особый крой лифа с напуском спереди.
Модные платья
В середине XIX века в моде были чайные платья – в светлых тонах с богатой отделкой (обилием кружева и тесьмы). Этот тренд родом из Англии, где было принято принимать гостей в своем саду в белом платье и пить с ними чай. Только в чайных платьях не возбранялось появляться без корсета, но исключительно в собственном дворике. Выйти так за пределы своего дома было равносильно скандалу.
В 1890-х годах ультрамодным был рукав-фонарик. При этом он мог достигать просто гигантских размеров. Только представьте, отъявленные модницы для формы фонарика подкладывали подушки и даже приобретали специальные каркасы – архитектура в полном смысле этого слова.
Еще одним новым веянием времени – не столько модным, сколько практичным – стало универсальное платье. Простое, опрятное, без изысков. Такое выбирали активные девушки: его можно было быстро надеть, пробегать весь день без переодеваний к обеду и завтраку. Это простое неформальное платье, которое подойдет и сестре милосердия, и студентке, и горничной.
В платье очень часто закладывался социальный статус. Можно было узнать, какая девица по счету дочка в семье, на выданье или нет, насколько активна ее позиция, сколько у нее детей или насколько много зарабатывает ее муж. Последний критерий был самым главным и в городе, и в деревне. Тогда было в ходу выражение: «Женщина – витрина достижений мужа».
Гардероб по цене усадьбы
По данным этнографических экспедиций, в Сибири и на Урале на рубеже веков весь двор с домом, хозяйством и постройками стоил 20 рублей. В это же время мужской гардероб в среднем оценивался в 50 рублей, а женский – в 200 рублей. «По тем же данным, женщине Анне подарили 20 парочек. В тяжелые времена она их все продала и смогла на купить двор и дом», – комментирует Екатерина Макарова.
👗А вам нравится стиль нарядов XIX века?
Сведения рекламой не являются, носят информационный характер.
Автор: Александра Карасева