Найти тему
1,3K подписчиков

Легендарные сады-3. Висячие сады Семирамиды и подпорные стенки

Продолжаю цикл статей про легендарные сады человечества.

Начало - тут, продолжение - здесь.

Продолжаю цикл статей про легендарные сады человечества.  Начало - тут, продолжение - здесь. В детстве я увлекалась древними мирами. Все увлекались. Взять хотя бы мифы Древней Греции.

В детстве я увлекалась древними мирами. Все увлекались. Взять хотя бы мифы Древней Греции. Это объяснимо: ребенок по развитию мышления стоит на той же ступени, что и древние цивилизации, обладает тем же мифологическим первобытным сознанием. Для него миф - не просто сказка на ночь, а способ существования и взаимодействия с действительностью, опыт и закон.

Одна из книг, которую я обожала, называлась "Семь чудес света". Под номером два в списке чудес шли Висячие Сады Семирамиды, и этот образ сразу же зачаровал меня. Только представьте...

Выжженная пустыня, среди которой высится гора. Но не привычная скалистая природная гора или египетская четырехскатная пирамида, нет, это огромное строение наподобие зиккурата, с уступами-ярусами, каждый из которых сияет зеленью и цветом диковинных нездешних растений. Целый каскад многоуровневых садов, где на деревьях зреют сочные плоды, а плети растений стекают, будто зеленые потоки, по кладке стен. В жарком воздухе разлит аромат цветов, пахнет водой и свежестью влажной, только что политой земли. Мираж вавилонский...

Римские историки описывали сады Семирамиды как впечатляющее и прежде всего инженерное сооружение. Но вот странно: из всех чудес света, только о месторасположении Садов нет никаких достоверных сведений. Вероятно, Вавилон. Вероятно, год постройки условно 605 до н.э. Это чудо света археологи до сих пор не раскопали. А меж тем сооружение было настолько внушительное, что потерять его довольно сложно.

Ну, впрочем, Троя вообще была целым городом, и тем не менее, пока Шлиман ее не раскопал, она считалась сказкой. Лишь один мечтатель, даже не археолог, сделал сказку былью - силой своего намерения . Ну и денег немножечко, и деспотизма.

Супруга Генриха Шлимана София в драгоценной троянской диадеме - и эта же диадема на выставке Пушкинского музея.
Супруга Генриха Шлимана София в драгоценной троянской диадеме - и эта же диадема на выставке Пушкинского музея.

Итак, что мы знаем о Садах Семирамиды? Прежде всего то, что они не обязательно принадлежали Семирамиде. Вообще куда больше сведений относится к царю Навуходоносору II, правившему в 605-562 гг. до н.э. и женившемуся на мидийской царевне Амитис. Мидия была древнеперсидской областью в районе нынешнего Ирана и Азербайджана, и частью входила в регион так называемого Плодородного полумесяца. За счет большого количества зимних осадков растительность там не испытывала острой нехватки в воде, что делало возможным успешное земледелие. Царевна Амитис, выйдя замуж в пустыне, очень скучала по прежним дням, проведенным под сенью деревьев. И тогда муж решил сделать подарок. Царский, как царю и полагается.

Несколько лет инженеры строили стены, подводили воду по акведукам, заполняли ниши плодородным грунтом. А путешественники и гонцы везли из дальних стран саженцы цветов, кустов, деревьев... И все это высаживалось, возделывалось, поливалось. Представляю не одну драматическую историю, как саженец спасали ценой жизни какого-нибудь человека, ведь в условиях нехватки воды рано или поздно в пути вставал вопрос, кому жить, растению или одному из спутников. Если речь шла о рабах - то вопрос был не слишком сложен...

И вот среди пекла выросло чудо...

Другая легенда гласит, что сады приказала построить царица Семирамида, правившая в Вавилоне за 2 века до Навуходоносора.

Реконструкция, фото из открытых источников
Реконструкция, фото из открытых источников

Так или иначе, историк Диодор Сицилийский довольно подробно описывает устройство сада. В основании это был квадрат со стороной около 120 м. Стены возводились из кирпича, и все сооружение достигало высоты в 60 м (невероятно даже представить, это ведь высота 20-этажного дома!). Глубина каждого яруса была таковой, чтобы корням даже самых требовательных деревьев хватало места. Орошение садов осуществлялось водой из протекавшего неподалеку Ефрата, воду из которого доставляли при помощи труб и винтов Архимеда, поднимавших воду вверх механически.

Предположительно, там росли кедры, кипарисы, мирт, гранат, слива, можжевельник, дуб, ясень, пихта, паслен, ива, и более привычные оливы, айва, груша, инжир, миндаль, виноград, финиковые пальмы, фисташка, тамариск. Вода журчала в фонтанах, солнечные блики скользили по лицам статуй и мозаичным стенам...

Также существует предположение, что память об этих садах связана с садами в Ниневии, которые построил царь Синаххериб неподалеку от современного Мосула, Ирак. Там, по крайней мере, в результате археологических раскопок обнаружили сеть внушительных акведуков, плотин и других сооружений. А само название Вавилон, то есть Врата богов, относилось к нескольким городам Месопотамии, а не к одному. Так что все может быть.

Не верится, что это все кануло в Лету бесследно .

Впрочем, нет!

Мы ведь можем применить на практике генеральную идею висячих садов. А именно...

Подпорные стенки

При любом, даже малом склоне, в саду замечательно смотрятся подпорные стенки. Кроме того, они необходимы эксплуатационно: защищают от эрозии, облегчают полив (пробовали когда-нибудь поливать наклонную грядку?..), увеличивают полезную площадь да и просто играют на эстетику и радуют глаз.

Ваша покорная слуга однажды собственноручно сделала небольшую подпорную стенку. Высотой 80 см, длиной 4 м. Сухая кирпичная кладка. Сверху посадила чабрец, который в жаркие дни оглушительно пахнет и пробует переспорить лаванду... У изгиба стенки скамейка, площадка под ногами засыпана гравием, перед скамейкой кострище.

Ну что могу сказать? Не повторяйте моих ошибок. Кирпич для сухой кладки не годится, ведь, не связанный раствором, он начинает крошиться уже через сезон.

Вообще, конечно, подпорную стенку можно сделать на любой вкус и кошелек:

  • Из бетона
  • Из габиона
  • Из дерева
  • Из камней

Дёшево и сердито - это бетон. Копаем траншею, ставим опалубку, заливаем бетон и армируем. Бетон высыхает, опалубку убираем - и вуаля.

Продолжаю цикл статей про легендарные сады человечества.  Начало - тут, продолжение - здесь. В детстве я увлекалась древними мирами. Все увлекались. Взять хотя бы мифы Древней Греции.-4

По мне, так он может смотреться даже довольно стильно. Главное - не наносить на него дилетантский рисунок "под камень ".

Из открытых источников
Из открытых источников

С природным камнем это "зодчество" спутать не может даже налакавшийся водки суслик, и смотрится это ещё более дёшево и убого. А вот если растущие на стенке растения смягчат углы и добавят цвета и текстур - будет вполне приятно.

Габионы- фото из открытых источников
Габионы- фото из открытых источников

Габионы - для городского озеленения промзоны и садов хай-тек. Редко когда в наших садах габионы к месту...

Продолжаю цикл статей про легендарные сады человечества.  Начало - тут, продолжение - здесь. В детстве я увлекалась древними мирами. Все увлекались. Взять хотя бы мифы Древней Греции.-7

Дерево гораздо лучше и естественнее. Хоть брус, хоть кругляк:

Подпорная стенка в Коломенском
Подпорная стенка в Коломенском

Не очень долговечно? Ну, с пропиткой, дренажом, изоляцией и фундаментом очень даже достойно просуществует. Бог, как и Дьявол, он ведь в деталях ...

Ну и, конечно, камень и кирпич. На цементной сцепке. Это лучшее, на мой взгляд, решение - и технологически, и эстетически. Но дороже и дольше бетона.

Так или иначе, я подпорные стенки обожаю! С ними сразу возникает объем, оригинальность, индивидуальный облик сада. Всякие лесенки, хоть в две ступеньки, скамеечки в нишах...

Расскажите, как вы относитесь к подпорным стенкам? Ровный у вас сад или наклоненный? Из всех дзен-каналов припоминаю сильный уклон и подпорные сооружения только у "Дачной авантюристки" и "Сада под Петербургом".