С дефицитом легковых автомобилей в Советском Союзе мог сравниться разве что дефицит лёгкой коммерческой техники: стране очень не хватало фургонов, пикапов и микроавтобусов. При этом перспективные образцы такой техники часто просто игнорировались. Грустная судьба ЗАЗ-970 — сегодняшнего героя рубрики «Старые, но не бесполезные» — яркое тому подтверждение. Он мог стать советским аналогом Volkswagen T1, а вместо этого... Впрочем, обо всём по порядку.
Лёгкий грузовик должен был стать первой полностью самостоятельной моделью ЗАЗа
Всё началось с того, что разработанную в Москве микролитражку «Москвич-444» отправили на Украину. Самая доступная в стране легковушка была нужна рынку, но выпускать её в столице физически не получалось. Производственные возможности МЗМА (тогдашнее название АЗЛК) были полностью загружены старшими моделями.
Поэтому в конце 1950-х 444-й поехал на завод «Коммунар» в Запорожье, который прежде выпускал сельхозтехнику. Здесь самый маленький «Москвич» превратился в первую модель ЗАЗа – «Запорожец-965».
Вместе с техдокументацией на новый автомобиль в Запорожье отправился и ряд видных специалистов советского автопрома. Так, конструкторское бюро ЗАЗа возглавил выходец с Горьковского завода Юрий Сорочкин. Считается, что именно ему принадлежит идея разработки лёгкого развозного грузовичка. Строить его предполагалось уже на базе усовершенствованного «Запорожца-966».
Откуда вообще уверенность в перспективах грузовой модели с задним расположением двигателя воздушного охлаждения? Естественно, из зарубежного опыта.
Музой конструкторов ЗАЗ стал фургон VW
Ещё в 1950-х для нужд московского автомобильного института НАМИ был приобретён Volkswagen T1 — мгновенно ставший хитом фургон на базе «Жука». Советские инженеры оценили гениальную простоту конструкции и высокую практичность машины. И Юрий Сорочкин просто не мог не знать о ней. Став одним из первых людей ЗАЗа, он понял — есть все шансы сделать советский Фольксваген.
Берём мотор и трансмиссию от перспективного ЗАЗ-966, добавляем нехитрый кузов и готово! Смущало лишь одно: разрабатывать перспективный грузовик пришлось на свой страх и риск. Получить высшее добро на проект от совета министров СССР не вышло, но на «Коммунаре» решили, что, увидев готовый автомобиль, Совмин передумает. И взялись за работу.
В Запорожье разработали целую линейку коммерческой техники
Прошёл всего год с начала серийного выпуска «горбатого», когда в КБ Запорожского автомобильного завода представили первый вариант советского Volkswagen T1. Он получил название ЗАЗ-970.
Первый прототип, в создании которого принимал участие Юрий Данилов — ещё один талант из ГАЗовской системы — вышел удивительно симпатичным и полностью оригинальным. Лаконичные и чистые линии кабины с псевдорешёткой радиатора и коротким капотом радовали глаз.
При заднемоторной компоновке под капотом ЗАЗ-970 на самом деле был передний багажник. Чуть позже, поразмыслив, от него решили отказаться. Поэтому все следующие прототипы 970-й модели стали бескапотными.
На ЗАЗе задумали целую линейку подобных машин. Базовый фургон, бортовой грузовик, микроавтобус и вариант с приводом на все колеса — такая машина получила индекс 971.
Габариты грузовика были буквально крошечными. При длине в 3370 мм ЗАЗ-970 оказался короче 966-го седана при одинаковой с ним колёсной базе — 2100 мм. Зато машина могла похвастать грузоподъёмностью 450 кг. Очень неплохо!
Элементы стиля грузовика позднее появятся на легковых «Запорожцах»
Технических особенностей модели мы ещё коснемся, а пока оцените дизайн бескапотного варианта 970-го: максимально функциональный и при этом не лишённый изящной геометрической эстетики.
Линия воздухозаборника в задней части кузова подчеркнута строгой поперечной выштамповкой, опоясывающей весь автомобиль. Яркий элемент стиля — декоративный ус между передней оптикой. Кто-то скажет, что его взяли с ЗАЗ-968, но в реальности всё было строго наоборот. Ведь этот вариант «ушастого» пойшёл в серию только в начале 1970-х!
Что до техники, то семейство 970 повторяло легковые «запорожцы». Мотор — двухцилиндровый 900-кубовый мощностью 27 л.с. Его ставили на модернизированный ЗАЗ-965А. Подвеска, кстати, независимая по кругу — спереди торсионная, сзади пружинная — повторяла схему ЗАЗ-966.
Оригинальным решением стали понижающие колёсные редукторы, которые ограничивали скорость, но увеличивали тяговитость. Максималки в 70 км/ч грузовичку по тем временам хватало за глаза.
Полноприводную версию ЗАЗ-971 реализовали, перебросив от коробки передач к переднему мосту трубу с приводным валом. Шлицевую муфту водитель замыкал вручную, щёлкая тумблером подключения передка.
На испытаниях грузовые «Запорожцы» опередили иномарку
Проект, основанный по большей части на энтузиазме сотрудников ЗАЗа, продвигался очень бодро. Уже в 1962-м запорожские головастики оказались на тестах, где сходу положили на лопатки маститую иномарку. Во всяком случае, по проходимости ЗАЗ-971 не оставлял французскому Renault Estafette ни одного шанса. Пусть даже в режиме полного привода расход топлива увеличился вдвое — до 15 литров 76-го бензина на сотню.
Помимо отличных вездеходных качеств, семейство 970-х порадовало лёгкостью управления и вместительностью. Крошечный автомобиль брал на борт почти полтонны груза, а внутренний объём фургона составлял 2,5 кубометра. Правда, первые этап испытаний выявил кучу недочетов — от развалившейся коробки передач до появления трещин на кузове.
Дефекты устранили в авральном порядке и уже через год модернизированные, улучшенные и дополненные ЗАЗ-970 с честью выдержали серию тестов. Впереди машину ждал главный экзамен — госиспытания.
Такие машины успели поработать в советских столовых
В 1963-м два 970-х и два полноприводных 971-х своим ходом доехали до Крыма, где всласть покатались по горным серпантинам, а затем вернулись в Запорожье на ресурсные испытания по дорогам плохого качества. После этого машины отправили в народ.
Полноприводные ЗАЗы поработали в Солнечногорске и тресте столовых Орехово-Зуева. Моноприводные версии распределили в столичное управлении общественного питания.
Результат? Скорее положительный. Да, заднее расположение мотора накладывало отпечаток на эксплуатацию — высокая погрузочная высота и крышка капота ограничивали удобство погрузки. Однако по совокупности качеств ЗАЗ-970 просто уничтожил имевшийся тогда в наличии «Москвич-430».
По грузоподъёмности московский фургон уступал запорожскому, как минимум, полтора центнера, а полезный объём кузова «Москвича» был вдвое меньше. Лучше «Запорожец» оказался и по удобству погрузки-выгрузки — всё благодаря паре распашных дверей.
В общем, это был успех. Но, как это часто случалось в советское время, — полезную и нужную машину просто негде было выпускать.
Помимо подготовки к производству 966-й модели, на ЗАЗе испытывали проблемы с освоением военного внедорожника — транспортёра переднего края ЗАЗ-967, который впоследствии станет ЛуАЗом. Где же тут найти местечко для коммерческой модели? От неё и отказались в первую очередь. А ставшие ненужными прототипы пустили на металлолом.