Иоанна VI провозгласили российским императором, когда ему было два месяца, а убили его в тюрьме в возрасте 23-х лет. Почти всю свою недолгую жизнь он провел в заключении, лишенный общения не только с родными, но и с другими людьми. 23 августа 1740 года на свет появился государь Иоанн Антонович а 16 июля 1764-го его не стало. Борьба за власть при дворе превратила его жизнь в кошмар и свела с ума. Годы заточения и издевательства стражников - вот чем заплатил молодой император за право престолонаследия.
Сын племянницы императрицы Анны Иоанновны, принцессы Макленбургской Анны Леопольдовны и герцога Брауншвейг-Люнебургского Антона Ульриха спустя несколько месяцев после рождения был объявлен следующим государем. Так распорядилась царица своим манифестом от 5 октября 1740 года.
Фактически это означало, что власть в империи на целых 17 лет переходила к любовнику Анны Иоанновны Эрнесту Бирону. Перед своей смертью императрица именно его назначила регентом при младенце Иоанне Антоновиче. Однако властвовать многие годы Бирону не дали – правил фаворит царицы лишь 22 дня. В ночь на 9 ноября 1740 года дипломат Иоганн Эрнст Миних, получив согласие Анны Леопольдовны, поручил арестовать регента. Переворот произошел, когда тело императрицы еще не было погребено. Придворным на следующее утро зачитали манифест, перечислив злодеяния Бирона, а далее фаворита Анны Иоанновны со всей его семьей сослали в Сибирь.
Через два дня после ареста Бирона, регентом при императоре-младенце Иване Антоновиче стала его 22-летняя мать – Анна Леопольдовна. Она вступила в права регентства с титулом «благоверная государыня великая княгиня Анна, правительница всея России». После дворцового переворота, произведённого графом Христофором Антоновичем Минихом и арестом Бирона, состоялась присяга гвардейских полков на верность «Благоверной государыне правительнице великой княгине Анне всея России».
Теперь регентство перешло к Анне Леопольдовне. Однако она управлять государством совсем не могла. Власть она употребила лишь на праздный образ жизни: развлечения, балы и обсуждение модных нарядов для себя и для сына. Приближенные Анны Леопольдовны понимали, что их положение при такой правительнице весьма шатко. Ей предлагали срочно принять императорский титул. Была назначена даже церемония коронования в день рождения государыни – 7 декабря 1741 года. Не раз ей доносили о заговоре, готовящемся дочерью Петра I Елизаветой Петровной, но Анна Леопольдовна считала, что ее родственница на переворот не способна.
В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года будущая императрица помолилась, набросила шубу и вышла из дворца. Ее уже ждали приближенные. Вместе они направились в казармы гренадерской роты Преображенского полка. Там Елизавета Петровна сказала:
«Ребята, вы знаете, чья я дочь, ступайте за мною! Все мы много натерпелись от немцев, освободимся от наших мучителей! Послужите мне, как служили моему отцу!»
Во главе роты гренадеров Елизавета появилась в Зимнем дворце. Караул никакого сопротивления не оказал. Войдя в спальню Анны Леопольдовны, Елизавета разбудила ее словами:
“Пора вставать сестрица!”
Анна Леопольдовна не сопротивлялась перевороту, а лишь просила не делать зла её детям. Однако жажда власти не знала жалости. К утру подготовили манифест о провозглашении Елизаветы Петровны императрицей. Новоиспеченная царица дала себе слово, что никого не казнит – его она сдержала. Прежних властителей она решила «предать забытью».
Решение о заточении Ивана она приняла под влиянием окружения, которое убедило Елизавету, что такой поступок будет опасен не только лично для нее, но и для всей империи. Императрица прекрасно осознавала, что пока жив свергнутый царь, будут люди, готовые вернуть его на престол. Что касается заговоров, то слухи о них преследовали Елизавету Петровну на протяжении всего ее царствования. Императрица помнила, каким способом она сама пришла к власти, поэтому ей везде мерещились интриги и козни.
В 1756 году Иоанну Антоновичу исполнилось 16 лет, и он стал реально опасен для Елизаветы Петровны. К тому же тогда Россия участвовала в Семилетней войне с Пруссией, а в таких случаях верховная власть всегда нервничала. Была устроена беспрецедентная в нашей истории акция, когда даже имя предшествующего монарха отовсюду старательно вымарывалось. Из учреждений убирали все документы с упоминанием императора Иоанна Антоновича (их потом хранили в архивах с подписью «дела с известным титулом»), а из денежного обращения изымали монеты с его изображением. Причем с 1745 года хранение таких монет расценивалось как государственное преступление - с соответствующими последствиями. Елизавета Петровна осознавала нелегитимность своего царствования. Императрица всерьез надеялась уничтожить память о своем предшественнике. Надо сказать, она немало в этом преуспела - даже сейчас мало кто помнит этого российского императора.
Бывшего императора Иоанна Антоновича содержали в одиночестве и строжайшей тайне. Все, знавшие о нем, были связаны клятвой молчания. Только в случае опасной болезни к Иоанну было позволено допустить священника. Говорить мальчику, кто он, было запрещено. Запрещалось учить его грамоте. Но, несмотря на окружавшую его таинственность, Иоанн знал свое происхождение и называл себя государем. Вопреки строгому запрету он был обучен грамоте, ему разрешено было читать Библию.
Распространившиеся слухи о пребывании Иоанна Антоновича в Холмогорах заставили правительство в 1756 году тайно перевезти его в Шлиссельбургскую крепость, где он был заключен в одиночную камеру и содержался в полной изоляции. Доступ к бывшему императору был разрешен только трем офицерам, даже комендант крепости не знал имени своего узника.
В 1759 году у Иоанна Антоновича были обнаружены признаки нарушения психики, однако тюремщики сочли их симуляцией. Он был раздражителен и подозрителен, часто пытался бить окружающих, много разговаривал сам с собой. От припадков буйства его удерживали, лишая чая и лучшей одежды. Присутствовавшие офицеры его часто умышленно дразнили. С воцарением на престол в декабре 1761 года Петра III положение Ивана Антоновича не улучшилось - было дано указание убить его при попытке освобождения.
В марте 1762 года новый император нанес узнику визит.
После раскрытия осенью 1762 года гвардейского заговора с целью низложения Екатерины II режим содержания пленника ужесточился, императрица подтвердила прежнюю инструкцию Петра III.
В ночь на 16 (5 по старому стилю) июля 1764 года подпоручик смоленского пехотного полка Василий Мирович, стоявший в гарнизоне крепости, предпринял попытку освобождения Иоанна Антоновича и провозглашения его императором. Склонив с помощью подложных манифестов на свою сторону гарнизонных солдат, он арестовал коменданта крепости Бередникова и потребовал выдачи Иоанна. Приставленные к Иоанну офицеры сначала отбивались от Мировича и последовавших за ним солдат, но потом, когда тот стал готовить пушку чтобы разбить двери, они закололи Иоанна Антоновича, согласно инструкции. После следствия Мирович был казнен.
Тело бывшего императора тайно было похоронено по христианскому обряду предположительно на территории Шлиссельбургской крепости.
На этом всё, спасибо, что дочитали эту статью до конца, оставляйте Ваши комментарии и если Вам было интересно, то подписывайтесь на мой канал.