Найти тему

5 важных правил в общении с учениками

Может ли учитель общаться с учениками во внеурочное время и на свободные темы? Как реагировать, если ученик пригласил на свой день рождения?

Часто общение педагога с учениками выходит за рамки учебного процесса. Оно оказывает влияние на личностное развитие учеников и их отношение к учебе. В статье мы рассмотрим 5 важных правил в общении с учениками, которые помогут выстроить эффективное общение.

Правило 1. Слушайте с пониманием

Детские проблемы и переживания часто кажутся взрослым наивными, преувеличенными и забавными. Когда ученики делятся сокровенным и не получают в ответ понимания, то не хотят больше ничего рассказывать. Чтобы слушать учеников с пониманием, достаточно поставить себя на их место, представить эту ситуацию.

Умение слушать поможет быстрее выстроить доверительные отношения с учениками, облегчить обсуждение проблем.

Правило 2. Общение на равных

Выберите из списка фраз недопустимые в общении с учениками:

  • “Потому что я так сказал/а”
  • “Здесь я учитель, а не ты”
  • “Ты поговори еще тут”
  • “Тебя не спрашивали…с таким поведением”

Педагоги не замечают, что иногда проявляют неуважительное отношение к ученикам, обесценивая их мнение. В любой ситуации учитель должен общаться уважительно и тактично, видя в учениках личностей, у которых есть свое мнение и взгляды на мир. Недопустимо: грубить, повышать голос, оскорблять и запугивать детей.

Все перечисленные выше фразы нарушают это правило.

Правило 3. Будьте справедливы ко всем

У каждого педагога есть разные ученики: старательные, стеснительные, активные, непослушные, агрессивные и т.д. Очень важно, чтобы ваше отношение к ученикам не влияло на поступки. Например, если конфликт возник между Пашей (ученик с плохой успеваемостью и дисциплиной) и Настей (отличница и активистка), то вы не вставали на сторону Насти, а выслушали обе стороны и помогли им примириться.

У учителя могут быть “любимчики”, но не нужно это показывать ученикам. Это только навредит и сделает вас необъективным в глазах всех учеников. Соблюдайте принципы справедливости во всех ситуациях.

Правило 4. Будьте доступными

Вспомните свое школьное время. У вас были учителя, к которым вы бежали на перемене с одноклассниками, чтобы пообщаться на любую тему? А были педагоги, к которым вам не хотелось подходить даже по важному вопросу? Почему?

Причин может быть много, но чаще всего такие педагоги сами дистанцируются от учеников, добавляют чрезмерную авторитарность и дистанцию в общении.

Постарайтесь сделать себя доступными для учеников и открытыми к общению. Старайтесь показать доброжелательное отношение, готовность ответить на вопросы.

Правило 5. Выстраивайте свои личные границы

Важно не только выстроить дружеские отношения с учениками, но и не забыть про личные границы, в которых вам комфортно. Ученики могут хотеть подружиться с вами в социальных сетях, часто вам писать и звать на внешкольные и даже личные мероприятия (соревнования, праздники и т.п.). Как же вести себя педагогу в этих ситуациях?

Если ученики прислали вам заявки в друзья в социальных сетях, то вы можете их добавить, если вам это не помещает. Главное, если решили добавлять учеников, то добавляйте всех, а не выборочно. Это обидит учеников. Если вы переживаете, что ученики нарушат ваши личные границы, то можете завести рабочую страницу или объяснить, что вы не добавляете учеников.

Вести коммуникацию с учениками лучше в групповом классном чате, определив правила чата (время общения и дни, допустимые темы). Старайтесь вести коммуникацию в основном по учебе.

Если ученик зовет вас на свое личное мероприятие (день рожденье, соревнование и т.п.), то это значит, что он видит в вас наставника и чувствует вашу поддержку. Это вовсе не значит, что вам нужно идти, чтобы не обидеть ученика. Идти или не идти, это ваш личный выбор. Если вы хотите поддержать ученика на соревнованиях и готовы потратить свое время, то вы можете пойти. Если хотите отказаться, то поблагодарите ученика за приглашение и объясните, что у вас очень много учеников и вы поддерживаете каждого, но не можете везде присутствовать.

Выстраивание эффективного общения с учениками - долгий и тяжелый процесс. Соблюдение этих 5 важных правил общения с учениками поможет создать благоприятную образовательную среду, где ученики могут развиваться, чувствовать себя важными и достигать успеха в учебе и жизни.

Екатерина Простова, методист Учи.Дома

Читайте больше по теме:

#учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование