Найти тему
Фонд Здесь и Сейчас

Почему психолог не говорит ребёнку во что играть и о чем говорить на занятиях?

Зачем водить ребёнка на терапию, если он просто играет с психологом во что ему хочется (как он мог бы и дома), не лучше ли предлагать ему темы для бесед, игр и задания? Это действительно важный и интересный вопрос, о котором мы сегодня поразмышляем.

Вначале хочется сказать, что в детской психологии существуют разные подходы и методики, они делятся на директивные и недирективные. И те и другие работают с похожими запросами, так что родители могут выбирать, что им ближе сами. При этом директивные методы, то есть те, где психолог даёт задания ребёнку, лучше зарекомендовали себя в работе с интеллектуальными сложностями, а с поведенческими и эмоциональными чаще работают недирективно. Есть и комбинированные методы. Так что родители могут выбрать психолога, с которым им комфортно будет работать, сразу задав вопросы о том, как он работает и в каком методе.

Я же сегодня расскажу об игровой психотерапии, которая относится к методам, в которых мы «идём за ребёнком», то есть за его потребностями, интересами и настроением, а не навязываем готовых путей к решению.

«Центрированная на ребёнке игровая терапия - это одновременно и базовая философия, утверждающая врожденную человеческую способность стремиться к росту и созреванию, и позиция глубокой и непоколебимой веры в способность детей конструктивно управлять собственной деятельностью» (Гарри Л. Лэндрет).

Дети познают мир и себя посредством игры, это их способ размышлять, принимать и переживать внешние события и преобразовывать их во внутренние смыслы. В игре ребёнок вспоминает, что с ним было, придумывает, чего он хотел бы и думает, как этого достичь. Порой игра долго заходит в тупик, носит разрушительный характер или бесконечно повторяется, то есть не приводит к появлению новой идеи, здесь на помощь приходит психотерапевт. Ребёнку важно быть понятым и принятым, тогда его собственные психические ресурсы в своём темпе раскрываются.

Задача психолога создать безопасные и комфортные условия, в которых ребёнок сможет изучать свой внутренний мир, сталкиваться со сложными чувствами и не прятать их, а поверить, что они важны и уместны. Это не только про удобный кабинет и наличие игрушек, это ещё и создание принимающей атмосферы, доверительный контакт со специалистом.

Иногда и нам, взрослым, невероятно сложно о чем-то размышлять, проживать тяжёлые чувства и избавляться от иллюзий, даже если нам хотят помочь, слушают и пытаются понять. Вот и детям нужны время и поддержка.

А также им нужна уверенность, что они справятся и найдут собственное решение. Это как с учебой - если мы будем всегда подсказывать ответы, решать за детей, делать их домашнее задание, то они так и не научатся мыслить и брать ответственность. С жизненными решениями также - мы можем быть рядом, отвечать на их вопросы, верить в них, но не делать за них. Младенец научится ходить сам, когда он готов, ему нужны поддержка, хорошие условия, но мы не сделаем шаг за него.

Ирина Белова, детский и подростковый аналитический психолог, ведущая онлайн группы общения для подростков Помогающего центра БФ «Здесь и сейчас»

ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТУ С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ

Быть в курсе событий фонда:

ВКонтакте

В Телеграм