Найти тему
Чистые Земли

Что такое счастье по-буддийски

Из ответов Ринчена Тензина Ринпоче на вопросы практикующих.

Ринчен Тензин Ринпоче
Ринчен Тензин Ринпоче

Ученик: Как же так — счастья нет? Если мы будем постоянно думать, что счастья нет, то будем вечно пребывать в страдании. Да, есть страдания, но в этом же мире есть и много хорошего, красивого. Я что, не имею права радоваться этому, постоянно должна пребывать в страдании?

Учитель: Никто не говорит, что мирским счастьем нам наслаждаться запрещено. Можно, да, и, более того, — нужно. Но важно помнить, что это мирское счастье очень мало по сравнению с великим блаженством, которое есть у будд. Важно, чтобы у нас у всех была умеренность. Когда у нас есть умеренность, мы можем пользоваться тем, что у нас уже есть и получать от этого наслаждение, не стремясь постоянно к чему-то большему, тому, чего у нас нет. Нужно уметь наслаждаться именно тем, что у нас есть сейчас, но не надо к этому привязываться и ставить самоцелью. Стремиться нужно к практике, а не к мирскому счастью. Важно помнить о существовании окончательного счастья, которое намного выше этого.

Лучше, чтобы у нас было счастье, пусть даже временное. Важно, чтобы у нас не было никаких страданий, ни временных, ни полных страданий сансары. Когда мы ставим себе целью великое блаженство и идём по пути в эту сторону, у нас мирское счастье возникает параллельно естественным образом, потому что мы в любом случае накапливаем добродетель, и в результате добродетели возникает счастье. Даже если мы не достигаем состояния Будды в этой жизни, мы накопим столько добродетели и собрания заслуг и мудрости, что это, как минимум, приведет к хорошему перерождению, в котором у нас будет счастье.

Ученик: Есть такая теория, что чем больше мы радуемся и смеемся, тем больше нам потом придется страдать и плакать, то есть должно быть какое-то равновесие. Это так?

Учитель: Нет, это вообще не так. Страдания у нас появляются из-за негативных аспектов нашего сознания, а вовсе не потому, что мы сначала испытываем счастье. Страдание никоим образом не является результатом счастья и не приводит к какому-либо балансу. Такого нет. Важно понимать кармический процесс. Есть разница в том, как мы получаем наслаждение. Если мы радуемся таким образом, что сначала убиваем кучу животных, поедаем мясо, пьем много водки, деремся со всеми, то, разумеется, результатом этого будет страдание, потому что мы накапливаем недобродетель. Если мы, например, просто смеемся, общаясь с друзьями, то это никак не ведёт к страданию в дальнейшем. То есть сам факт радости никак не ведет к страданию. Однако если мы привязываемся к этому счастью, все усилия направляем на то, чтобы получать мирское счастье и радость…

У нас сейчас есть возможность радоваться, наслаждаться, если мы накопили соответствующую карму, заслуги в прошлых жизнях. Но если благая карма кончается, и мы в этой жизни ничего не делали для накопления новой, а только развлекались, то после смерти крайне трудно будет вновь обрести рождение, в котором нам будет радостно. В этом и есть разница.

Кхенпо Геше Ринчен Тензин Ринпоче — лама тибетской традиции Бон, доктор тибетской философии и медицины, идейный вдохновитель проекта «Чистые Земли» и программы «Путь к Дзогчену».

Чтобы узнать больше о традиции Юндрунг Бон, подписывайтесь на наш канал в Дзене, наше сообщество во «ВКонтакте» и канал в Telegram.