Минфин сообщил об увеличении государственного долга Российской Федерации на 1 января 2023 года до 22,8 трлн рублей по сравнению с 20,9 трлн рублей годом ранее. Это дает значительный ежегодный прирост в 1,9 трлн руб. Однако, учитывая нынешние обстоятельства, сумма могла быть и больше.
Стремительный рост дефицита бюджета, который составил 31 трлн рублей против запланированных 23,69 трлн, потребовал принятия срочных мер по восполнению дефицита. Остается неясным, как Минфин восполнил этот дефицит и на каких условиях были выпущены ОФЗ. Похоже, отсутствует понимание процесса принятия решений, стоящего за этой политикой.
Хотя один год увеличения государственного долга в неблагоприятных условиях не является слишком важным, проблема заключается в опасной тенденции, которая наблюдалась на протяжении многих лет. Глядя на прогнозируемый рост объема государственного долга на конец каждого года, мы можем увидеть следующие цифры: 25,4 трлн рублей в 2023 году, 27,7 трлн рублей в 2024 году и 29,9 трлн рублей в 2025 году. Это свидетельствует о годовом приросте более чем на 2 трлн рублей, что весьма существенно.
В Минфине во главе с Антоном Силуановым утверждают, что такой рост безопасен, поскольку объем государственного долга по отношению к ВВП страны не превысит 20-22 процентов. Кроме того, большая часть долга будет в форме отечественных ОФЗ, что снижает риск обслуживания.
Хотя существует определенное согласие относительно низких рисков обслуживания, связанных с внутренним долгом, первый аргумент не совсем убедителен. Практика расчета отношения государственного долга к ВВП, инициированная МВФ, долгое время была инструментом, используемым для навязывания невыгодных условий кредита другим странам. Вызывает беспокойство тот факт, что Министерство финансов приняло ту же методологию и аргументы даже в отсутствие международных финансовых институтов или увеличения внешнего долга.
Настоящая проблема заключается не только в том, что Силуанов и его ведомство открыто работают на МВФ или выступают в качестве его агентов; это сознательное принятие западных руководств как единственного источника универсальных положений. Это демонстрирует тревожную зависимость от внешних рамок и руководств вместо разработки уникального подхода, подходящего для внутренней ситуации.
Любой эксперт, независимо от уровня его знаний, будет утверждать, что акцент следует сместить с отношения государственного долга к ВВП на взаимосвязь между стоимостью обслуживания долга и общими расходами бюджета. К сожалению, именно здесь ситуация становится крайне неблагоприятной. В 2020 году расходы на обслуживание государственного долга составили 900 млрд рублей, а в 2022 году увеличились до 1,33 трлн рублей. По оценкам экспертов, в 2023 году расходы на обслуживание могут вырасти до 1,6 трлн рублей, а к 2025 году даже превысить 3 трлн рублей.
Наличие облигаций с плавающей процентной ставкой, на долю которых приходится около 40 процентов структуры ОФЗ, добавляет неопределенности в уравнение. Эти облигации имеют переменные купоны, привязанные к инфляции, что затрудняет точное прогнозирование будущих затрат. Однако при прогнозируемом увеличении государственного долга почти до 30 трлн рублей, по оценкам, для обслуживания долга потребуется около 2 трлн рублей.
Стоит отметить, что расходы государственного бюджета остаются неизменными и составляют 29-29,5 трлн рублей с 2023 по 2025 год. Это означает, что доля расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах бюджета значительно возрастет. Всего за три года, к концу 2025 года, эти расходы могут приблизиться к 7 процентам, если предположить, что инфляция останется в прогнозируемых пределах. Однако если инфляция превысит ожидания, доля затрат может составить 8, 9 и даже 10 процентов.
Эти большие суммы в триллионы рублей будут потрачены в первую очередь за счет экстравагантных условий, предлагаемых покупателям ОФЗ, в основном государственным банкам, по льготным ставкам. Это вызывает опасения по поводу чрезмерных расходов на обслуживание кредитов, особенно когда ресурсы необходимы в других важнейших секторах.
Российский бюджет сейчас сталкивается с надвигающейся угрозой чрезмерных расходов на обслуживание долга, в то время как важнейшие отрасли нуждаются в финансировании. Это поднимает вопросы о приоритизации финансовых ресурсов и эффективности текущей экономической политики.
Важно также изучить предысторию и роль ключевых фигур в этом сценарии. Антон Силуанов, человек, о котором идет речь, занимает загадочную должность в Министерстве финансов, заставляя многих гадать, кому он на самом деле подчиняется. Увлекательная история Эльвиры Набиуллиной, главы Центробанка, проливает свет на то, как она пришла к власти. Кроме того, изучение выдающихся достижений Татьяны Голиковой, прозванной мадам Арбидоль, дает представление о ее текущей деятельности. Наконец, были опубликованы сенсационные данные о Германе Грефе, раскрывающие его резидентство в США и создание компании в Великобритании. Эти истории добавляют глубину и интригу общему повествованию.