Сергей Носов. Книга о Петербурге
Сергей Носов – известный российский писатель, автор художественных книг, одна из которых – «Фигурные скобки» – в 2015 году стала лауреатом премии «Национальный бестселлер».
Он родился, вырос и всю жизнь живёт в одном городе – Санкт-Петербурге (бывшем во времена его рождения и взросления Ленинградом). Кстати, названию города Ленинград и всему ленинградскому посвящена в «Книге о Петербурге» целая глава.
Свой родной город он не просто любит, но и хорошо знает, будучи дотошным краеведом. Ко всему прочему, Сергей Носов имеет свою собственную авторскую «оптику». Поэтому и книга его о Петербурге настолько авторская и личная, что читая её, ты попадаешь в водоворот носовского текста. И дальше либо плывешь, либо тонешь.
Как говорит сам Носов в одном из интервью: «Этот город провоцирует на создание текстов. Я иду по Фонтанке к вам в редакцию – вот там, на той стороне, дом, в котором я прожил большую часть жизни… Сад моего детства, Измайловский, там, в перестроенном театре “Буфф” я дошкольником смотрел фильм “Три мушкетера”. Дом Державина — помню, в нем были коммунальные квартиры. А вон за домами купол Троицкого собора — на нем отец во время блокады устанавливал антенну…»
Что касается названия книги (на мой взгляд, внятного и лаконичного), по поводу которого в предисловии говорится, что «опасно так называть своё сочинение после романов Достоевского, “Петербурга” Андрея Белого …», то обратимся к автору: «Самая тонкая моя книга – это стихи, самая толстая – о Петербурге. Однажды попросили меня написать книгу о Петербурге, только “чтобы очень субъективно”. А у меня иначе и не получается. Три года я её писал, названия так и не придумал. И вот отправляю в издательство, пишу им: книга о Петербурге, название придумаем потом. А там: “А пусть так и останется”. Так и вышла “Книга о Петербурге”»
Конечно, в книге будут главы о Достоевском. Но готовьтесь отнюдь не к академическому рассказу. У Носова на всё есть свои резоны: «Однажды попросили написать для школьников о Достоевском. Долго отказывался: с какой стати я буду о нём писать, какое у меня моральное право? А потом оно появилось. Потому что сообразил: мы же соседи. Я жил рядом с Сенной площадью, и просто мы с Достоевским не совпали по времени. А совпали бы — ходили бы рядом друг с другом, примелькались бы и при встрече раскланивались бы, как вежливые прохожие».
О Сенной ещё не раз будет упоминаться в книге, потому что прогулки по городу будут перемежаться с собственными воспоминаниями и историческими экскурсами.
Вы узнаете о странных и необычных местах города (например, вы слыхали про Лягушачье болото?), прочтёте интереснейшую главу о Кронштадте («Не было бы Кронштадта, не было бы и Петербурга»), получите сведения о крепости Ниеншанц, о пустырях и наводнениях, а о каналах будете знать намного больше, нежели вам рассказывают на водных экскурсиях (глава называется «Чуть-чуть о каналах», на самом же деле сведений совсем не чуть-чуть), пройдете родными для автора проходными дворами и посмотрите на петербургских птиц совсем другими глазами (в том числе на растиражированную знаменитую чайку, которая есть на всех сувенирах «Привет из Питера»):
«Если бы у петербургских птиц была возможность воздвигнуть памятник человеку, можно не гадать, кто был бы их избранником. Конечно, художник Куинджи. И не потому, что Куинджи так любил писать птиц (это в его творчестве далеко не главное), а потому, что просто их любил — сильно и беззаветно. Пернатые знали: по сигналу Петропавловской пушки (то есть ровно в двенадцать) надо лететь на угол Биржевого переулка и Тучковой набережной — там, на крыше, рядом со своей мастерской, он будет ждать их с овсом и белым хлебом. Это не были опыты по изучению условного рефлекса, это была бескорыстная помощь птицам…»
Чтение вам предстоит интересное, но не самое лёгкое. Порой нужно ухватить мысль, вникнуть в смысл авторского видения, потому как книга действительно очень субъективная – с фактами, историями, размышлениями и выводами. И иронии здесь хватает. Поверьте, такой книги о Петербурге ещё не было. Кстати, дополнена она фотографиями самого Сергея Носова, который написал в заключении: «Городу спасибо. Без него бы книги не было. Честно вам говорю».
И напоследок пару советов от коренного ленинградца-петербуржца Сергея Носова:
Люблю гулять в режиме «куда ноги несут». Тихие (есть еще) улицы Петроградской (и не только). Черная речка — к ее истоку. Могу забрести куда-нибудь в промзону. А вот категорически не нравится мне кишкообразный переход над Крюковым каналом между старым и новым зданиями Мариинского театра. Глаза б не глядели!
Самое уютное место в Петербурге — это, например, беседка на холме в Ботаническом саду: уединенность, хороший обзор, медитопригодность, возможность микросимпозиума с друзьями. А самый живописный вид на город с воды — практически отовсюду: и с Невы, и с Фонтанки, и с Мойки, и с Зимней канавки.
Читайте, советую. Ваша Ева О.